Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Какая вера у хакасов: религия одного народа, устоявшая перед всеми мировыми учениями

Скачать эту статью

Культуры соседних народов ещё способны принести нам сюрпризы. Немало людей убеждены, что религиозная палитра нашей страны исчерпывается христианством, исламом и ещё парой-тройкой мировых религий.

Однако на фоне этих масштабных традиций кое-где сохранились языческие верования. «У кого же?», — вправе спросить читатель. А вы не задумывались, какая религия у хакасов? О ней — дальше в нашей статье.

В древности наскальные рисунки не могли создаваться всяким, кто пожелает, создавались они, не для людей, это был особый способ общения жрецов-шаманов с богами и духами

Хакасы — тюркский народ в Южной Сибири, в республике Хакасия

Прежде чем обсудить вопрос о том, какая вера у хакасов, коротко о том, кто такие хакасы. Это тюркский народ. Чуть больше шестидесяти тысяч человек. Это равно населению небольшого российского города.

Проживают хакасы в Южной Сибири, в республике Хакасия. Включают несколько групп. Общаются на хакасском языке, включающим четыре диалекта.

Традиционные верования хакасов — шаманизм

Стела Ах Тас, — создана в конце III тыс. до н.э. На одной из граней, обращенной в сторону восхода солнца, красной минеральной краской изображены лики древних Богов

Теперь поговорим о том, какую религию исповедуют хакасы. Если выражаться строгими терминами, то это шаманизм. То есть традиционные религиозные воззрения, имеющие следующие признаки:

  1. Магия. Не человек служит сверхъестественным силам, а их пытается себе подчинить при помощи ритуальных действий.
  2. Вера в духов. Божественное часто низводится до уровня рек, камней, озёр. У таких природных объектов есть духи-покровители.
  3. Бог очень далёк от мира людей. Бог может стоять за творением мира, но обычно Он перекладывает заботы обо всём на служебных существ, а Сам остаётся недосягаемым для людей.
Хакасы в народных одеждах
Хакасы в народных одеждах. Фото: s1.travelask.ru

Культ предков. За неимением поддержки от главной высшей силы верующие ищут покровительства у своего рода.

Нет понятия о суде после смерти. Человек вряд ли будет посмертно отвечать за свои поступки. Подобный вопрос игнорируется в принципе.

Религия хакасов называется тенгризм, она связана с почитанием природы

Тенгризм (или тенгрианство) — общеупотребительное название религии хакасов. Но нужно сказать, что предки, которые исповедовали эту религию, так её не называли. Вряд ли они вообще как-то её называли. Как известно, для Востока вообще не характерно слово «религия», поэтому и нужды в таких терминах не было.

Слово «тенгризм» восходит к главному Божеству хакасов Тенгри. О нём мы ещё поговорим. А пока опишем тенгризм в целом.

Тенгризм — это почитание природы и духов, ею управляющих.

Можно смотреть на всё это поверхностно и полагать, будто верующие просто-напросто поклоняются олицетворённым рекам и ветрам, но всё намного глубже. Природа — есть воплощённая совершенная гармония. Человек — существо со свободной волей.

Волю можно применить во зло и во благо. Если пойти против природы, то это нанесёт урон природной гармонии. Человек, исповедующий тенгризм, старается жить в резонансе с природой, а потому для него важно прислушиваться к воле духовного мира.

Главный бог хакасов — Тенгри, он связан с небом

Древнейшее из сохранившихся изображений Тенгри

Сложно случайно указать народ, чей главный бог не был бы богом неба. Это и не удивительно, ведь небо — это лучший символ пропасти между человеком и миром духовного. Кажется, поднимешь голову — и вот он, вездесущий Бог, который видит всю твою жизнь как на ладони.

Но попробуй до него дотянуться. Даже с самой высокой горы не получится! И всё же горы имеют для представителей тенгризма особую святость. Да, собственно, для какого народа это не так? Олимп, Кайлас, Меру, Храмовая гора и пр. Список мог бы быть очень длинным!

Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме
Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Тенгри — ещё одно божество неба в ряде десятков других:

  • Зевс;
  • Юпитер;
  • Один;
  • Дьяус.

Это мужчина. В противовес ему есть женское божество Умай. Эта та самая, узнаваемая в десятках религий Мать-земля.

Ещё один интересный персонаж — Эрлик. Это жутковатого вида старик, который обитает под землёй. Вряд ли речь идёт о злом существе. Понятие безусловного негодяя характерно для монотеистических традиций. Языческие верования, как бы ни изображали своих божеств, никогда не считали их однозначно злыми.

У хакасов нет дьявола, но есть бог умерших.

Любопытно, что на некоторых изображениях Эрлик очень похож на буддийского бога Яму. К слову, тёска Ямы есть и в индуизме. Там он бог смерти, но выглядит не так страшно. Всё это указывает нам на общий источник этого образа. Можно сделать предположение, что восходит всё к арийским временам.

Это религия, призывающая к общей гармонии, а не к борьбе света и тьмы. В противовес нижнему миру есть мир высший (божественный), а также средний мир, где люди взаимодействуют с духами.

Эрлик — владыка нижнего мира, повелитель мёртвых, но никак не дьявол. Никакого дьявола нет в тенгризме

Сегодняшний тенгризм — лишь поверхностная реконструкция забытых верований

Но не стоит идеализировать тенгризм. Некогда это была очень популярная религия. Даже монголо-татары продолжительное время поклонялись духам. Но затем настали эпохи ислама и христианства. Новые религиозные традиции вытеснили старые, хотя и не уничтожили их целиком.

То, что мы сегодня называем тенгризмом, — лишь эхо и реконструкция того, что существовало раньше. Мы понятия не имеем, какая космология стояла за тенгрийским пантеоном, мы не знаем всю обрядовую практику шаманов, мы не представляем себе взаимоотношения человека и Бога в этой религиозной традиции.

Причина проблемы очевидна — нет письменных источников, которые могли бы нам всё это сохранить.

Хакасский шаман
Хакасский шаман. Фото: tumentoday.ru

Сегодняшний тенгризм — это неоязычество. Или, если выразиться проще, это новая национальная религия. Она берёт фундаментом те крупицы, что мы знаем о традиционном тенгризме и дополняет его фантазиями, предположениями и откровенными домыслами.

На этом пути не избежать заимствований из многих религий. В первую очередь, конечно:

  • христианство;
  • ислам.

Образ Тенгри очень соблазнительно сопоставить с Богом-Отцом или Аллахом. Это даёт хороший фундамент для двоеверцев. Получается, Бог един, просто в каждой религии со своим именем.

Как точка зрения это довольно симпатично, но насколько это справедливо по отношению к истинному тенгризму? Правильно ли проецировать идеи из христианского богословия на языческое божество?

Маска бога умерших Эрлика, его почитают хакасы

Мы ведь даже не можем однозначно сказать, были ли другие божества его персонифицированными энергиями или отдельными сущностями. А ведь это важно — до какой степени верующие Тенгри были монотеистами.

Сегодняшний тенгризм — это воспроизведённая атрибутика и народная память. И, надо признать, у этой религии есть несимпатичные стороны. Вот пара из них:

  • Жертвоприношения домашних животных. Иудаизм тоже начинал с этого. Но в современное общество всё чаще понимает, что жить в гармонии с природой и истреблять её чад — это противоречие.

Ущерб технократией, охотой и пр. слишком велик, чтобы закрыть на него глаза. Хотя жертвоприношение одного существа — это капля в море по сравнению с глобальными проблемами, всё же тенгризму необходимо однозначное отношение к природе.

У подножий гор, возле озёр, на берегах рек верующие проводят ритуалы, чтобы что-то изменить в лучшую сторону
  • Магизм. Для разных событий в жизни человека есть свои ритуалы.  Для шаманского мировоззрения в этом нет никакой беды.

Христиане же видят здесь попытку недальновидного человека управлять материями, которые вне его понимания. Всего сейчас среди хакасов около полусотни шаманов. Однако не будем путать шаманизм, как род деятельности, с религией. Это взаимодополняющие, но не обязательно идущие вместе формы духовной жизни.

Сегодня большинство хакасов — православные, хотя в их представлениях намешаны буддизм, шаманизм, зороастризм и пр.

Храм Константина и Елены Абакан

Хакасы никогда не жили герметично от других культур и религий. В разные эпохи своё влияние оказывали следующие традиции:

  • ранний буддизм;
  • ламаизм;
  • несторианство;
  • православие;
  • зороастризм;
  • манихейство;
  • ислам.

Удивительно, что при таком арсенале религий хакасам удалось сохранить традиционные верования. Но, скорее всего, они сильно искажены чужими идеями.

В более-менее целостной форме тенгризм, вероятно, сохранялся среди хакасов до XIX века.

Именно XIX век нанёс сокрушительный удар по традиционным верованиям хакасов. Хакасия становится официально христианской в принудительном порядке. В 1876 хакасов окончательно крестили.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Абакане (Хакасия)
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Абакане (Хакасия). Фото: s3.files.enjourney.ru

Для людей это мало чего изменило. Они остались преданы своим верованиям, хотя уже вряд ли могли так же открыто исповедовать их, как раньше. Антирелигиозный XX век сильно приглушил голос хакаской традиции. Многое забылось. Сегодняшние попытки реставрации — это не реконструкция, а изобретение религии.

300
столько лет продолжается христианизация хакасов

На фоне этого православие выглядит более надёжным источником духовных знаний. Официально хакасов, исповедующих христианство, много, но в большинстве случаев речь о синкретических верованиях. Двоеверцы «обогащают» православие различными ритуалами.

Впрочем, в той или иной степени это происходит по всей России: приметы, застолья на кладбище и прочие рудименты древних верований.

Протоиерей Геннадий (Фаст) рассказывает о нынешней ситуации в Абаканской епархии:

«В Хакасии уже 300 лет проходит христианизация хакасского народа, но до сих пор сохранилось традиционное национальное язычество, причем в значительной степени в шаманистской форме.

Есть верования более древние, чем шаманские, они более философические, это тенгрианство.

Оно сохраняется в умах образованных и философствующих людей, в практической жизни населения Хакасии тенгрианства не видно.

Гораздо чаще в обиходе встречаются языческие шаманские традиции.

Последователи шаманизма поклоняются духам огня, воды, неба, гор, местностей, и входят с этими духами в те или иные контакты.

И все-таки значительная степень хакасов крещена, так или иначе приобщена к христианской вере, и одновременно продолжает хранить в себе традиционные языческие верования.

Этот период называется двоеверие, через него прошли практически все народы. Например, русский народ в домонгольский период Киевской Руси проходил такой период.

Не надо думать, что князь Владимир принял крещение, и вся Русь стала Святой, и везде было только одно христианство.

Нет, языческие верования были достаточно сильны еще долгие годы. При этом могло не быть разделения — вот этот человек язычник, а тот христианин.

Люди одновременно совмещали в себе те и другие верования».

Геннадий Фаст
протоиерей

При этом отец Геннадий выступает противником миссинества, как форы подавления традиционных верований:

«Миссионерство и просвещение должно быть благовестием Христа, а не подавлением культуры и национальной самобытности.

Мы приносим Христа в имеющуюся национальную самобытность, тогда мы делаем святое дело, иначе это и невозможно.

Очень хорошо, что сейчас эта тенденция наблюдается, но мы все еще плохо умеем это делать. Однако мы все-таки это делаем, и это хорошо».

Геннадий Фаст
протоиерей

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *