Содержание
- 1 Настоятель католического монастыря носит титул аббат
- 2 Первыми аббаты появились у бенедиктинцев
- 3 Аббат в системе церковного права Католической Церкви занимает особое положение
- 4 В православии сану аббата соответствует сан игумена
- 5 В отличие от аббата игумен в православии никогда не получал личный доход от управляемого им монастыря
Мы знаем, что настоятеля католического мужского монастыря называют аббатом, однако далеко не всем известно, что в католическом мире аббатом мог быть абсолютно мирской человек. Дело в том, что в Католической Церкви существовал обычай избрания так называемого «светского» аббата.
Первоначально это был дворянин на военной службе или командир воинского подразделения, который получал доход с того или иного аббатства во время военных действий.
Позже таким аббатом мог стать любой человек, получив в наследство те земли, на которых располагалось аббаство. В России такой практики никогда не существовало, так как православное духовенство с возмущением отвергало её.
Настоятель католического монастыря носит титул аббат
Настоятель католического монастыря носит титул аббата (лат. abbas, от ивр. אבּא — отец). Начиная с V столетия, он давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости.
Аналогичное звание с женским окончанием — аббатиса, от лат. Abbatissa, — стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.
Впоследствии он удержался только в ордене бенедиктинцев и в его отраслях — у цистерцийцев, бернардинов, траппистов, грандмонтапов и премонстрантов.
Другие ордена стали называть своих настоятелей другими титулами, например, иезуиты – титулами major и rector.
Аббатство (лат. Abbatia) — католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе.
Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные (лат. abbas nullius) или территориальные аббатства (лат. abbas territorialis). С точки зрения католического церковного права они имеют одинаковый статус.
Первое католическое аббатство — бенедиктинское — возникло в VI веке в Монтекассино (Италия). Название «аббатство» встречается в западноеропейской церковной традиции с IX века.
Крупные монастыри — аббатства, играли в Западной Европе играли важную экономическую роль, оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику.
Основателями и покровителями аббатств обычно являлись императоры, короли, состоятельные знатные люди или местные епископы.
В Средние века аббатства являлись главными очагами западноевропейской культуры, в которых сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, осуществлялось обучение.
В XVI—XVII веках аббатства постепенно утратили своё влияние на общественную жизнь европейских стран. Многие аббатства были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне. В наши дни большинство аббатств принадлежит ордену бенедиктинцев (и происходящих от этого ордена клюнийцев, цистерцианцев и др.).
Наиболее известные аббатства — Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Мон-Сен-Мишель, Монтекассино, Сен-Виктор, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Сито, Фульда.
В современной Католической церкви статус аббатств претерпел изменения. Католический «Кодекс канонического права» (1983) приравнял аббатства к монастырям.
Первыми аббаты появились у бенедиктинцев
На раннем этапе истории христианского монашества аббатом (от арам. abba — отец) называли опытного в аскезе монаха. Он имел духовный дар, благодаря чему мог наставлять молодых монахов, не являясь при этом их руководителем в соответствии с канонами средневекового церковного права.
После распространения киновий (общежитийных монастырей) аббатами стали называть настоятелей монастырей. В VI веке жизнь монашеской общины подверглась строгой регламентации.
Реформа монастырской жизни связана с именем св. Бенедикта. Он учредил первый католический монашеский орден. Согласно его Уставу католический настоятель монастыря — аббат являлся, прежде всего, духовным отцом, учителем и пастырем.
Именно поэтому он должен был заботиться как о материальном благосостоянии монастыря, так и о спасении душ братьев. Настоятель католического монастыря избирался братьями и исполнял свои обязанности пожизненно, разделяя их со своими помощниками и прислушиваясь к советам других монахов.
Пока монастыри подчинялись правилам, установленными святым Бенедиктом (до начала X века), «аббат» было общим именем их настоятелей. С X века начали возникать новые духовные ордены, и лишь немногие из них, как например, премонстрантов, цистерцианцев и траппистов — управлялись аббатами, а главы большей части остальных имели свои названия.
Аббатисы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордены не желали использовать этот титул из чувства смирения.
Аббатиса (лат. abbatissa) — настоятельница женского монастыря (аббатства) в католической церкви. В отличие от аббата она, хотя и наделяется аббатскими знаками отличия (наперсный крест, перстень, посох), но обладает только административной властью над подчиненными. Впервые термин встречается в 514 году.
В настоящее время в Римско-католической церкви служит около двухсот аббатис. Согласно католическому праву (CIC can. 160 — 182), выборы аббатисы происходят под председательством епископа или в присутствии его представителя. Аббатисы должны иметь, по меньшей мере, 40 лет от роду и 10 лет после принесения обета.
Аббат в системе церковного права Католической Церкви занимает особое положение
До причисления монахов к духовенству аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Аббаты обладали над монахами обширной властью.
Так нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатисы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или Папе.
После Второго Никейского собора аббатам было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности.
На церковных соборах в Риме в 826 году и в Пуатье в 1078 году было впервые определено, что аббат должен иметь священнический сан, а Вьеннский собор распространил это решение на всю католическую церковь.
Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах.
Аббатисы таких прав не получили, потому, что женщины в католичестве не могут совершать какие-либо священнодействия. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти Папы Римского.
Начиная с VII века, епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой.
В VIII — IX веках должность аббата становится одной из ключевых в политической системе средневекового Запада и особенно Священной Римской империи. Григорианская реформа положила этому конец и вывела аббатов из подчинения светской власти императоров.
В VIII и особенно в IX веке, по прихоти королей или по соображениям необходимости, он сан аббата стал переходить к светским коммендаторам на правах аббата (лат. abbas in commendam). Уже Каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги.
Результатом этого стало то, что до X века включительно крупнейшие монастыри в пределах иерархии римской церкви имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или аббатграфов (лат. Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений.
Эта практика была осуждена в XVI веке Тридентским собором. В кодексе канонического права 1983 года понятие комменды полностью ликвидировано.
В православии сану аббата соответствует сан игумена
Если настоятель католик имеет сан аббата, то настоятель мужского монастыря в православии носит сан игумена. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, используется также как иерархическая награда.
Изначально игумен не обязательно был священником, позже их стали избирать только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера.
В 1764 году, в ходе секуляризационной реформы русские монастыри были распределены по трём классам; главу монастыря третьего, низшего класса стали называть игуменом.
Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник.
Тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру. Игумен у католиков на классы не делиться.
В связи с тем, что общее число монастырей сильно сократилось, сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства. Он сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве и не обязательно связывался с управлением монастырём. Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР.
Она расширилась после Великой Отечественной войны, когда действовало незначительное их число. При этом только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.
В 2011 году Архиерейский собор Русской православной церкви, приняв предложение патриарха Кирилла, отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырём.
Одновременно с саном игумена должен быть вручён посох. При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах
В отличие от аббата игумен в православии никогда не получал личный доход от управляемого им монастыря
Служители Католической церкви отличаются от православных священников, прежде всего внешним видом. Так обычно они бреют бороду, тогда как православные священнослужители и монахи этого не делают. Кроме того, католический батюшка носит не рясу, а сутану.
Другое его облачение также кардинально отличается от облачения православного священника. Связанно это, в первую очередь с теми догматическими расхождениями, которые имеются между Католической и Православной Церквями.
Римско-католическая церковь на протяжении истории имеет богатую историю церковных должностей. Священных санов всего три: диакон, пресвитер и епископ. Но на протяжении столетий появлялись разные почётные степени должности. Сан аббата в Римско-католической церкви относиться к монашеским степеням.
При этом католический игумен мог и не быть монахом, так как одно время сан аббата мог быть дарован даже мирянину за его военные заслуги.
В православии игумен также мог не управлять монастырем. Дело в том, что когда монастырская жизнь в России оскудела, сан игумена стал присваиваться в качестве награду за какие-либо церковные подвиги.
При этом, в отличие от запада, православные русские игумены никогда не получали личный доход от монастыря. Они жили только на подаяние вместе с братией. Аббат же мог получать определенный доход от аббатства, которое, в этом случае, выступало в качестве его личного дворянского поместья.
Кроме того, необходимо также отметить, что в большинстве случаев католический аббат починялся руководителю того ордена, который учредил тот или иной монастырь. Также существовали аббатства, подчинявшиеся напрямую Папе Римскому.
В православии же игумен починяется архиерею той епархии, где находиться тот или иной монастырь. Кроме того, сан игумена не передается по наследству, а аббатом можно было стать, унаследовав земли, на которых находилось аббатство.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение