Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Белая магия

15.11.2018
6 955

Не раз так бывает — приходит в церковь человек, на жизнь жалуется, со здоровьем беда, проблем куча. «Плохо мне, батюшка, будто сглазил кто».

Начинаешь расспрашивать — и выясняется, что пресловутый сглаз у бедняжки не впервой, но обычно помогала некая белая магия, а сейчас — что-то никак.

От визитов к знакомой ворожее всё хуже: сил нет, в семье проблемы.

Обращение к батюшке за помощью

И вот, последний шанс — в церковь. Таких историй — пруд пруди. Человек православный, и вдруг — магия. «Так ведь белая, безобидная».

Давайте-ка поговорим об этом явлении подробнее.

Магия не делится на белую и чёрную

Градация магии на сорта — это широко распространённое заблуждение. Преимущественно его популяризируют шарлатаны, чьи объявления в изобилии печатаются в различных популярных полиграфических изданиях.

Там можно встретить и потомственных ворожей, и сертифицированных гадалок, и много ещё чего интересного.

Не делится магия на черную и белую.

В этой среде принято бросать пыль в глаза различными терминами, титулами и званиями:

  • гуру;
  • спирит;
  • знахарь;
  • медиум;
  • телепат;
  • ведьма;
  • чародей;
  • ясновидящий;
  • яснослышащая;
  • астролог;
  • энерголог;
  • экстрасенс;
  • прорицательница;
  • мастер такой-то школы;
  • обладатель такой-то ступени.

А если ещё сказать про себя, что ты белый маг, то есть безобидный, то внимание доверчивой публики обеспечено.

Всё это не имеет никакого отношения к настоящей магии. Разберёмся, что же скрывается за этим словом.

Если обратиться к науке, например, культурологи, то ответ будет примерно следующим:

«Магия — это способ ритуальными действиями якобы воздействовать на окружающий мир».

Такая характеристика не совсем точна, ибо основана на скептицизме. Куда убедительнее раскрывает этот термин известный маг XX века Алистер Кроули, определяя магию как искусство воздействия на реальность усилием воли.

То есть ритуальная часть не обязательна. Сколь бы жуткую репутацию не имел этот автор, в своём вопросе он явно разбирался, и мы можем ему верить.

Алистер Кроули — практик и теоретик магии, влиятельная фигура в мире колдовства
Алистер Кроули — практик и теоретик магии, влиятельная фигура в мире колдовства

Итак, магия — это искусство, сверхъестественный способ управления реальностью. Иначе говоря, магия — инструмент, как, например, нож.

Использовать его можно и в созидательных, и разрушительных целях. Хочет ли человек нарезать салат или убить врага — вопрос морали и выбора, а столовый прибор заточен под всё.

Магия
искусство, сверхъестественный способ управления реальностью

С магией — то же самое. Если кто-то сказал, что он белый или чёрный маг, значит, совершенно не разбирается в колдовстве.

В крайнем случае, допустимо разграничить практические методы данной науки на, например, тёмные заклинания и заговоры белой магии. Но получится условная и неубедительная градация, где экватор между плохим и хорошим размыт. Правильный ответ один: магия сортов не имеет.

Магия, оккультизм, эзотерика — это разные понятия

Газетные мошенники смешали все понятия воедино, но для ясности необходимо описать, чем же те отличаются.

Магия — одно из направлений оккультизма.

Оккультизм — общее название мистических учений. Как правило, они содержат и теоретическую часть, и практические методы.

Но не всегда. Сюда относятся такие явления, как алхимия, хатха-йога, тарология и т.д.

Георгий Гурджиев Знаменитый эзотерик ХХ в.

Эзотерика — широкое понятие, включающее в себя, помимо прочего, оккультизм. Сюда же относятся всевозможные духовно-нравственные учения, религиозные школы, симбиозы психологии и энергетических практик.

Например, мистическая философия без практических рекомендаций — это только эзотерика, а гадание на рунах — ещё и оккультизм.

Выстраивается своего рода пирамида, демонстрирующая путь настоящего мага: знания, практика и результат — овладение искусством магии. Как видим, хотя эти понятия близки, разница принципиальна.

Да и само понятие «магия» не всегда однозначно. Скажем, известный антрополог Карлос Кастанеда определял её как управление реальностью через восприятие.

Здесь простой принцип: мир познаётся через чувства, а значит, вмешательство в их работу меняет реальность.

Антрополог Карлос Кастанеда — автор трудов о магии как о феномене восприятия

С такой точкой зрения, любое изменённое состояние сознания — уже магия. Например, алкогольное опьянение или сон — уже мистические процессы.

В этом своя логика, но в данном материале мы обсудим более традиционное представление о магии и то, как к ней относится христианство.

В христианстве магию практикуют, но не в православии

В христианстве отношение к магии неоднозначное. Наиболее крупные конфессии прямо противопоставляют колдовство — жизни праведного верующего. Но имеются и направления эзотерического христианства.

Это не новые веяния, поскольку уже с первых веков после Рождества Христова среди верующих не было единогласия. Имелись различные гностические и теургические направления, впоследствии объявленные Ватиканом еретическими. Некоторые практикуются и поныне.

Еретические направления эзотерики: гностические и теургические.

Среди основных идей эзотерического христианства — представление о наличии в Священном Писании скрытых подтекстов и символик, призывающих к мистической интерпретации текста.

Соответственно, переосмысляются многие традиционные положения, принятые в основных христианских конфессиях. Например, омовение стоп, неоднократно упомянутое в Евангелии, рассматривается не как иллюстрация смирения, а как описание энергетической практики, распространённой среди йогов в Древней Индии.

Апокриф
рукопись не включенная в библейский канон

Важной теоретической базой для эзотерического христианства выступают апокрифы — рукописи, по разным причинам не включённые в библейский канон.

Одним из самых больших и влиятельных направлений мистического христианства является мартинизм. Его адепты практикуют церемониальную магию, медитацию, астрологию, алхимию и т.д. Данная традиция неоднородна и имеет три ветви:

  1. Избранные Коэны.
  2. Благодетельные Рыцари Святого Града.
  3. Мартинизм Луи-Клода Сен-Мартена.
Алтарь мартинистов — ветви христиан, практикующей церемониальную магию
Алтарь мартинистов — ветви христиан, практикующей церемониальную магию

2 отличия чуда от магии: источник и мотив

Наряду с вопросами о том, существует ли магия, опасна ли она, людей часто интересует, почему христианские святые без зазрения совести левитируют, источают сияние, общаются с животными и нисколько за это не осуждаются Богом.

И это притом, что маги или йоги, делающие, по сути, то же самое, нарушают волю Всевышнего.

Причины здесь две:

Причина 1. Метод обретения сверхъестественных способностей. Казалось бы, если человеку доступно развить в себе мистические силы, то почему бы этим не воспользоваться? Это выглядит логичным, пока мы не рассмотрим ситуацию глубже и на конкретном примере.

Скажем, есть дом, где хранится чужое имущество. Теоретически его можно раздобыть, если сделать определённые усилия — проникнуть в форточку и украсть.

Но доступность ценных вещей ещё не означает, что воровство законно. Каждый из нас понимает, что разумнее и безопаснее либо заработать нужную для покупки сумму, либо получить желаемое в дар.

Так же и в отношении сверхъестественных сил:

Бог дает сверхъестественные силы тому, кому Он доверяет, на кого есть смысл положиться.

Святые, с которыми происходили чудеса, — это не случайные люди, а те, кто имеет доверие Божье.

Получая водительские права или разрешение на оружие, человек обязан пройти через ряд испытаний, подтверждающих, что он способен нести такую ответственность. С мистическими силами — то же самое: они даются неспроста.

Поэтому чудо, с точки зрения православия, — это проявление Божьей воли, а магия — это результат людского своеволия. Как тут снова не вспомнить Алистера Кроули, ставящего во главу всего волю?

На эту тему доктор богословия А.И.Осипов высказался так:

«Что мы ищем? Не изменения себя, о котором говорит христианство, как единственного условия.

Условия изменения не только своего состояния, и душевного и физического, и изменения ситуации, о котором говорит христианство.

Нет, мы ищем другого. Мы ищем внешнего результата без какого либо личного изменения. Вот беда. Это, я вам скажу, это страшное дело.

Понимаете, почему это страшное? Вот чем отличается христианство от всего этого язычества, всего этого законничества, когда мы думаем, сделав то-то, то-то, то-то, получить результат.

То есть первый грех прародителей: сорви плод, и ты станешь богом. Сорвать плод! Не себя изменить, а плод сорвать.

Пожалуйста, обратите на это внимание. Сорвать ничего не стоит, это легко, а себя изменить – ой.

Своё лукавство изменить, своё лицемерие изменить – ой, нет, нет. Я не могу без этого.

И даже и не буду с этим бороться. Слышите, насколько серьёзные вещи!»

Осипов Алексей Ильич 
богослов

Причина 2. Цель. Святой и колдун действительно мало похожи друг на друга. Чудо — это результат общения с Богом, межличностных отношений, выстроенных с Ним.

Вряд ли кто-то, становясь на путь праведного человека, грезит о том, чтобы когда-то, получить от Бога дар левитации и, например, слетать на вершину Арарата. Приоритеты у такого человека иные.

Собственно, это одна из причин, по которой Бог наделяет сверхъестественными способностями, — отсутствие корысти.

Святой монах Джузеппе из Копертино прославился полётами и способностью исцелять, будучи не магом, а праведным верующим
Святой монах Джузеппе из Копертино прославился полётами и способностью исцелять, будучи не магом, а праведным верующим

Маг же занимается практикой механически, взаимодействуя с некой безличной силой. Он знает, что в ходе некоторых манипуляций получит желанный результат. Здесь значителен элемент эгоизма и чаще всего нет устремления к духовности.

Разумеется, описание это довольно общее. Есть самые разные школы магии. Тот же представитель эзотерического христианства явно стремится не к корысти, а к общению с Богом.

Да и опытный оккультист возразит, что мистические способности абы кому не даются, а являются результатом упорного труда. Но это другие, не православные мировоззрения.

Мы же рассмотрим, что о магии говорит Библия.

В Библии колдовство осуждается

Отношения верующего с магией в Библии прямо и основательно не разбираются, но она часто упоминается вскользь в негативном ключе и со строгим запретом:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, …»

(Гал.5:19, 20)

«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.»

(Лев.19:26)

«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …»

(Втор.18:10)

«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].»

(Деян.19:19)

«Ворожеи не оставляй в живых.»

(Исх.22:18)

«исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя;»

(Мих.5:12)

«И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?»

(4Цар.9:22)
В средневековье использовались радикальные методы борьбы с колдунами, сегодня каждый отвечает за свой выбор только перед Богом

3 опасности магии: тщеславие, последствия, бесы

Казалось бы, чего страшного, если человек, помимо церкви, где-то в домашних условиях обеспечит себе благо, сделав «белый заговор» на хорошую погоду или для чего-то выздоровления.

И если это вообще не магия, а, например, знахарство. Вроде же хорошо? Есть случаи из жизни, помогало. Возможно.

Но вопрос не о благе или о вреде. Он глубже. Здесь три момента:

  1. Тщеславие. В православии чудо — воля Бога. Стремление человека взять на себя его функцию тщеславно, а гордость — грех.
  2. Последствия. У людей нет представления о последствиях таких действий. Если Бог допустил какую-то ситуацию, вряд ли это ошибка. Исправив её «хирургически», можно наломать дров.
  3. Бесы. Даже природа магических сил — вопрос дискуссионный. А если за блага придётся дорого расплатиться с нечистой силой?

Ну и, конечно же, нельзя исповедовать веру наполовину. К слову, это приложимо не только к магии, но и к любой эзотерике.

Неважно, интересует человека магия, алхимия или каббала — это уже другой путь, несовместимый с жизнью правоверного православного христианина.

Здесь нужно осознано выбирать, а не сидеть на двух стульях. Иначе это не православие.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *