Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Дети Адама и Евы

Скачать эту статью

Пожалуй, даже человек, который не читал Ветхий Завет, знает имена Адама и Евы. Многие слышали про потомков Адама, который взял себе в жёны Еву.

Ну а те, кто освёдомлен, как звали детей первой человеческой пары на земле, внезапно сталкиваются с вопросом. Есть три сына, первенец Каин убил Авеля. Потом родился Сиф. А как появились внуки у эдемской пары? Не сходится!

Умные молчат, ибо кого и как Бог создал, читать самим им не приходилось. А вот воинствующие атеисты тут же бросаются с желанием развенчать Священное Писание и пристыдить христианскую Церковь. А зря. Почитать стоило.

Православие считает Адама и Еву первыми людьми на земле, другие учения имеют свои взгляды

Рассказывать про сотворение мира и рождение Адама подробно не будем. Библейская история известна всем.

Скажем о другом. Есть разные толкования первых глав Бытия. Мы здесь рассматриваем православный взгляд. Но монополии на Священное Писание нет ни у одной религии, так что все имеют право делать свои выводы.

Тициан «Адам и Ева»
Тициан «Адам и Ева»

Например, в истории изгнания из Эдемского сада есть такой фрагмент:

Бытие 3:21

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Кожаная одежда эзотериками трактуется как плоть, а Адама и Еву представляют бесплотными душами. Сама история грехопадения превращается не в изгнание из некого сада, а в переход души в материальную природу. На подобные эпизоды богата литература герметизма.

Также Адама и Еву могут рассматривать как аллегорических персонажей, которые иллюстрируют человеческие эпохи или целые миры.

Православие не считает Адама и Еву аллегорическими персонажами.

Ещё одна точка зрения — мнение, что Адам и Ева — не первые люди на земле, а обычная семья, которая жила бок о бок с другими людьми. Тогда вопрос о том, как появились у них потомки, сразу отпадает.

Православие не ставит перед собой задачу вступать в полемику со всеми этими и другими мнениями. Оно лишь развивает своё вероучение.

Поэтому дальнейшие рассуждения будут следовать традиционным взглядам православия, никак не учитывая альтернативные, не христианские толкования.

Первый ребёнок Адама и Евы — Каин, убивший брата

Можно подумать, что, по Библии, Каин — первый ребёнок на земле. На самом деле, оснований для таких выводов нет. Он мог быть зачат ещё в Эдемском саду — и даже рождён там. Священное Писание не слишком углубляется в хронологию.

«Каин и Авель» (Клодт М. П.)
«Каин и Авель» (Клодт М. П.)

В массовом сознании Каин утвердился как персонаж довольно жестокий, злой и беспринципный, готовый пожертвовать жизнью брата из-за зависти. Имя Каина стал нарицательным, а образ заимствуется массовой культурой в самых негативных вариациях, например:

  • Его образ отождествляли с Вечным Жидом (Агасфер);
  • Его называли первым вампиром.

Также есть свидетельства Иринея Лионского о секте каинитов — людей, которые считали Бога Яхве (Бог-Отец) злом, а Каина — его жертвой. Каиниты выписаны в очень жутких тонах, но специалист по древним текстам Дмитрий Алексеев замечает, что Ириней Лионский не разбирается в вопросе и создаёт бульон из заблуждений, а секта каинитов — это выдумка.

Так справедливо ли очернение Каина? На самом деле, есть два противоположных взгляда на эту фигуру.

Версия 1. Каин — завистливый убийца и первый грешник на земле

Он был земледельцем, и вот однажды решил принести жертву Богу:

Бытие 4:3-5

Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.

Авель — младший брат Каина. Его жертву Бог принимает, за что Каин озлобился и убил брата. Бог наказывает Каина:

Бытие 4:13-16

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков
Картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков

 Версия 2. Каин — защитник закона, сострадательный и способный на жертву человек

Каин, в отличие от брата, увлечён мирным делом — земледелием. Его занятие — это привнесение в мир созидательного начала, а не эксплуатация скота.

Когда возникает необходимость принести Богу жертву, он приносит то, чем обладает, — плоды. Это не причинит никому ущерба, дерево не умерло, оно восстановит плоды заново.

Авель же поступает эгоистично: дабы «выслужиться» перед Богом он отбирает жизнь, которую не давал, — приносит на жертвенник убитое животное.

Для утверждения своей позиции «праведника» ему не жалко невинного существа.

Он мнит себя чем-то большим, а это гордость.

По одной из версий, Каин был сострадательным праведником и покарал убийцу. Каин же уравнивает ценность любой жизни.

Он не видит разницы между животным и человеком, а потому поступок брата шокирует его.

Собственно, Авель и есть — первый убийца на земле, а Каин лишь его останавливает, совершает возмездие и таким образом выступает в качестве защитника будущей заповеди «не убивай», а также иллюстрирует принцип «око за око».

Эту точку зрения высказывал философ Йосеф Альбо, хотя текст Библии с ней плохо согласуется. В Писании Бог осуждает действия Каина.

Второй ребёнок Адама и Евы не оставил потомков

Второй из сыновей Адама — Авель (Хабиль). В числе первых людей он — первый мученик. Его образ обычно рассматривают исключительно в позитивном ключе, считают праведником и богоугодным человеком.

«Убитый Авель», скульптура Дж.Дюпре
«Убитый Авель», скульптура Дж.Дюпре

В раннем христианстве существовало течение авелитов. Они верили, что Авель способен перерождаться, так что его душа время от времени приходит на землю.

Гробница Авеля находится в окрестностях Дамаска, в мечети Наби Хабиль. Отмечают, что её длина почти шесть метров, а ширина почти два.

Из этого ряд исследователей делают вывод, что Авель мог быть гигантом. Но как выглядит содержимое гробницы, неизвестно, поскольку открыть её не позволяют местные власти.

Потомков Авель не оставил.

Могила Авеля находится в 50 км от столицы Сирии города Дамаск
Могила Авеля находится в 50 км от столицы Сирии города Дамаск

Третий сын Адама и Евы — Сиф

Для многих людей, далёких от христианства, дети Адама и Евы заканчиваются на Авеле и Каине. Другие же, на вопрос, сколько детей было у Адама и Евы, отвечают, что три. Они вспоминают Сифа.

Согласно Библии, он родился на 130 году Адама:

Бытие 4:25

И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Апокрифическая литература очень любит спекулировать на фигуре Сифа, но мы этого делать не станем. Сиф стал предком Ноя и других выдающихся праведников. Как же? Обо всём расскажем по порядку.

Лилит, первая жена Адама, никак не описана в православии

Ещё один персонаж, мимо которого нельзя пройти, — это Лилит.

Если Адам — сын Божий, то Лилит вполне можно назвать Его дочерью (это никак не роль старшей сестры Евы, ибо у них разное происхождение). Она сотворена равной мужу — из глины.

В Библии упоминаний этого персонажа нет. Но ряд исследователей указывают на следующий стих:

Бытие 1:27

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Картина Джона Кольера «Лилит», 1892, на которой изображена первая жена Адама согласно не православным источникам
Картина Джона Кольера «Лилит», 1892, на которой изображена первая жена Адама согласно не православным источникам

Есть мнение, что речь в стихе не о Еве, так как сотворена она из ребра Адама, а здесь описывается некто равный мужчине.

Лилит — древний персонаж, она старше христианства и иудаизма. Она относится к временам, когда в мире ещё царил матриархат. Её имя уходит корнями куда-то в утраченные корни человеческой истории. Тем не менее, мы знаем о ней по некоторым источникам:

  1. Апокрифы;
  2. Каббалистические труды;
  3. Иудейские предания;
  4. Эзотерические трактаты.

По разным легендам, Лилит была наказана Богом и стала не то злым демоном, не то матерью разной нечисти. По другой версии, её наказали бесплодием, за что Лилит теперь мстит человечеству.

Ряд источников упоминает Лилит как жену или любовницу Каина. Православная традиция к этой женщине равнодушна и не исследует всерьёз её роль и возможность существования.

Жён своим сыновьям родили Адам и Ева

Итак, нам известны три сына Адама и Евы:

  1. Каин;
  2. Авель;
  3. Сиф.

Двое из них живы и потенциально могут иметь потомство. Было бы от кого. От Лилит?

Но православие игнорирует предание о ней. Тогда от обезьян, чтобы люди на земле плодились по теории Дарвина? Нет, конечно же это не так. От самой Евы? Вряд ли, такого в Писании нет.

Тогда на ком женились дети Адама и Евы?

Библия никогда не утверждала, что у Адама и Евы было только три ребёнка.

Каин женился на женщине из земли Нод и имел от неё потомство:

Бытие 4:17

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Апокрифическая книга Юбилеев даже сообщает нам имя этой женщины:

И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох.

Откуда же взялась жена Каина? В той же книге Юбилеев есть подсказка:

И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.

Стало быть, у Адама и Евы были ещё сыновья и дочери? Вот откуда взялись жёны у детей Адама!

Но это апокрифический источник. Подтверждает ли эту версию Библия? Да:

Бытие 5:4–5

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

Мы не знаем, кто такие эти люди, как их зовут и где жили потомки Адама. Но его долгие годы жизни намекают на то, что здоровье у людей тогда было иное, так что рожать в огромном количестве вполне могло быть стандартной ситуацией в те времена.

Сегодня мало кто решится жениться не сестре. Как минимум, есть риск вырождения рода из-за появления генетических аномалий.

Нет оснований утверждать, но можно предположить, что люди древности существовали по иным законам природы и устойчивее сопротивлялись подобным негативным сценариям развития организма.

В конце концов, современный обыватель вряд ли проживёт семь веков.

Картина Андрея Иванова «Адам и Ева с детьми под деревом»
Картина Андрея Иванова «Адам и Ева с детьми под деревом»

Подробностей генеалогии Адама и Евы в Священном Писании нет. Всё же Библия — книга не историческая, а назидательная и поучительная. Свою задачу она выполняет, а об остальном говорит вскользь.

Согласно Библии, мы все — потомки Каина и Сифа. Возможно, это символизирует злое и доброе начало в людях, кто знает. Также открытым остаётся вопрос о том, пережили ли Каин и его отпрыски потоп.

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X