Содержание
Ближе к 1840-м года перед жителями Петрограда предстало любопытное зрелище. В том месте, где строили новый храм, начали поднимать огромные стелы высотою в несколько этажей. Они предназначались, чтобы поддерживать своды купола и изготавливались единым, монолитным, элементом.
Неудивительно, что веса в них было больше десятка тонн и для установки их на причитающиеся места потребовался труд сотен людей. Стеллу поднимали словно обелиск в Древнем Египте. Один конец обвязывали тросами и тянули единым усилием.
Кроме того, были и подстраховывающие канаты. При помощи них колонне не давали завалиться на бок и повредить остальные элементы здания. Таких колонн было не одна и даже не десять, и жители Санкт-Петербурга могли вдоволь насладиться чудным зрелищем установки поддерживающих конструкции Исаакиевского Собора.
Строительство храма началось в 1818 году по велению императора Александра I. Предполагалось, что сооружение станет крупнейшим собором Санкт-Петербурга и всей Российской империи.
Царь поручил проектировку именитому архитектору Огюсту Монферрану. Мастер регулярно посещал строящийся объект, но до завершения строительства не дожил.
Постройку православной святыни закончили в 1858 году. Освящение произошло в честь преподобного Исаакия Далматского. Выбор пал на этого святого неслучайно, его сильно чтил Петр Великий.
Считается, что Исаакиевский собор — последняя постройка, выполненная в стиле позднего классицизма. И вправду, в элементах храма угадываются черты древнегреческих храмов, а еще он очень похож на американский Капитолий.
30 мая по Юлианскому календарю или 12 июня по новому стилю стало знаковой датой для храма. Именно в это день святой отец Григорий провел освещение собора. 30 мая – день памяти Исаакия Далматского.
В освящении храма ведущую роль сыграл отец Григорий. Сам храма начиная с 1858 года приписывался Санкт-Петербургской епархии. Это продолжалось до 1928 года, когда большевики присвоили постройке новый статус – «Государственный музей-памятник Исаакиевский Собор». Правда службы продолжались в храме еще до 1929 года.
В музее хранилось множество ценных реликвий. Причем не только христианской тематики, но и посвященных постройке храма.
101 метр — высота современного Исаакиевского собора
После распада Советского Союза храм не утратил статуса музея. Однако, в нем возобновили православные службы. Таинство проводится каждый день и на это время собор закрыт для посещения. В 2017 году все изменилось Исаакиевский Собор отдали в лоно Русской православной церкви.
Жители Санкт-Петербурга остались недовольны этим решением и вокруг храма регулярно возникали митинги против возвращения музея церкви. Резон в протесте жителей Северной столицы имеется – Исаакий никогда не принадлежал РПЦ, а был собственностью русских монархов. Кроме того, при передаче храма церкви имеется не иллюзорный шанс того, что музей внутри собора свернут.
Современный Исаакиевский собор не стал первым – он лишь четвертый.
Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало
Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.
В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов, чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.
Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.
Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями. Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.
После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.
Первый Исаакиевский собор не простоял долго. Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.
Второй Исаакиевский собор
Вторая церковь строилась более основательно, чем первая. В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.
Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.
По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.
В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.
Третий Исаакиевский собор, но не последний
Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма. Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.
Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.
В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.
Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.
Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.
Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.
Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.
Строительство современного Исаакиевского Собора
Слухи о начале строительства нового Исаакиевского собора ходили по столице целых шесть лет, прежде чем император Александр I поручил разработать проект нового храма. Первоначально проект не предусматривал постройку нового сооружения — только перестройку старого.
Хотели сохранить имеющиеся три церковных алтаря и переработать оскорбляющий взор купольный ансамбль.
Проектом с энтузиазмом занялись тогдашние архитекторы. Но царь отверг все их работы. Императору нужен был проект перестройки храма, а зодчие предлагали возвести совершенно новые здания.
После второго проведенного конкурса царю стало ясно, что работу нужно поручить одному архитектору и желательно с жесткими рамками. Поэтому вся тяжесть переработки Исаакиевской церкви упала на плечи молодого француза Огюсто Монферрано.
Проблема со строительством храма заключалась не только в желании сохранить алтари, но и в сложности окружающих условий. Климат и почва города Санкт-Петербурга ставили перед архитекторами и инженерами сложны задачи.
Для решения проблем порой приходилось изобретать новые инженерные способы укладки фундамента и улучшения прочности используемых материалов.
Уже в 1818 году начались работы по строительству фундамента. Для этого требовалось разобрать старый и аккуратно собрать новый. Для уменьшения просадки здания в почву вбивались сосновые сваи до 30 см толщиной и уже на них укладывались плиты фундамента.
Процесс оказался неимоверно сложен и опасен. Можно сказать, что Исаакиевский собор построен на крови простых рабочих.
После завершения фундамента начали воздвигать основной корпус здания и поддерживающие колонны центрального купола. Каждая колонна обладала чудовищной массой и поднималось при помощи людей и специальных инженерных машин.
Нередко при подъеме поддерживающие колонны срывались и задевали людей.
Купол покрывали золотой краской. Основу всего составляла ртуть, которая крайне негативно влияет на человеческий организм. Поэтому мастера одевали специальные костюмы, вроде водолазных. Но даже такие меры не исключали смертельных случаев отравления.
Отделочные работы в храме стартовали в 1841 году, когда все еще продолжалась основная стройка. В росписи участвовали лучшие художники того времени. Привлекались и скульпторы, создавшие лепнины для интерьеров кафедрального собора.
В 1844 году установили окно главного алтаря. На церемонии установки присутствовал император. Правда, Александр I уже скончался и работу принимал его приемник Николай I.
23 млн. рублей — стоимость работ по собору
Окончательно храм завершили в 1864 году. Однако, освещали церковь в год официального завершения работ, в 1858 году. Общая стоимость всех работ перевалила за 23 миллиона серебряных рублей, что было чудовищной суммой для казны государства.
Кто такой Исаакий Далматский
Петр Великий, не смотря на все преобразования церкви оставался человеком религиозным. Одним из самых почитаемых им святых был преподобный Исаакий Далматский. Святой считается одним из старохристианских монахов и провел большую часть жизни в Далматском монастыре, расположенном около Константинополя.
Кроме библиографических трудов он известен тем, что отговорил императора Валента от принятия арианской ереси и предрек ему смерть.
Видео про Исаакиевский собор
Весь Санкт-Петербург — потрясающе красивый город со своей атмосферой старины. Одной из главных его достопримечательностей считается Исаакиевский собор. Он сочетает в себе не только величественную постройку в стиле позднего классицизма, но и музей, посвященный постройке храма. В видео показана официальная экскурсия по собору.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение