Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Акафисты

В 625 году авары и скифы осадили Константинополь. Город был на краю гибели, помощи ждать неоткуда. Святой Сергий Константинопольский решил прибегнуть к заступничеству Богородицы, чтобы остановить нашествие.

625
в этом году был спасен Константинополь от осады после обнесения стен образом Богородицы

Он велел обнести Её образ по стенам города вокруг него.

После того, как это было сделано, враги неожиданно сняли осаду, и ушли в свои земли. Святой же в ночь снятия осады увидел сон, в котором Богородица внушила ему мысль написать благодарственный гимн или акафист в её честь по этому случаю.

С тех пор христиане составляют акафисты в честь Господа Нашего Иисуса Христа, Богородицы и святых.

Слово «акафист» в переводе с греческого обозначает «неседальная песня»

Слово акафист греческого происхождения. В переводе оно означает «неседальная песня», то есть та песня, при исполнении которой нельзя садиться. Такая песня — форма молитвенного обращения к Господу.

Поэты считают её церковным гимном, так как она составляется по поэтическим законам. Естественно, что акафист не может полностью заменить собой молитвы и иные церковные тексты, используемые в богослужении.

Поэтому тексты акафистов церковь внимательно изучает, и некоторые из них ею не одобрены.

Акафист в честь императора Николай II не прошел цензуру

Так, например, не прошёл церковную цензуру недавно написанный акафиста в честь государя-страстотерпца Николая II, который содержал такие слова: «Радуйся альфа и омега всея твари».

Подобные эпитеты присущи Господу Нашему Иисусу Христу и переносить их на человека, даже царя, нельзя.

Цель церковной цензуры — очистка православного богослужения от таких неграмотных текстов. Если этого не делать, то может появится питательная среда для распространения еретических идей.

 Рукописный сборник акафистов 1950-е годы. Акафист – это хвалебный гимн, при исполнении которого нельзя садиться.
Рукописный сборник акафистов 1950-е годы. Акафист — это хвалебный гимн, при исполнении которого нельзя садиться

Представители старообрядчества называют акафист «акафисто», так как они придерживаются старой традиции чтения богослужебных книг. Его обычно посвящают Господу Богу, Богородице, ангелу.

Акафисты составляют в честь святых.

В настоящее время ходит много подобных песен и при пении их, необходимо сверяться с документами Русской православной церкви, которые указывают на одобрение или неодобрение ею текста того или иного акафиста.

Составлять акафисты впервые начали в Византии

Значение слова акафист расшифровывается ещё в литературе Греции Средних веков. Первые же его упоминания зафиксированы в ранние византийские времена. Именно оттуда традиции сочинения таких хвалебных песен попали позже в Восточную Европу.

Сведения о них часто встречаются как в художественной литературе, так и в исторических источниках.

 «Похвала Богоматери с Акафистом» икона, XIV век. Первый дошедший до нас акафист – это Акафист Пресвятой Богородице.
«Похвала Богоматери с Акафистом» икона, XIV век. Первый дошедший до нас акафист — это Акафист Пресвятой Богородице
Во время правления Византийского императора Ираклий I был написан акафист Пресвятой Богородице

Первым, дошедшим до нас гимном, составленным по правилам акафиста, считается акафист Пресвятой Богородице. Он был создан примерно в 626 году, во времена правления императора Ираклия.

Гимнографы при этом утверждают, что в его текст вошли строки, написанные ранее этого срока.

Авторами этого сочинения называют несколько гимнографов, чьи имена не дошли до нас. В частности, соавторство приписывается Роману Сладкопевцу, что нельзя подтвердить или опровергнуть. История написания данного акафиста чудесна.

Дело в том, что однажды скифы и авары осадили Константинополь. Помощи ждать было неоткуда. Тогда Патриарх Сергий Константинопольский принял решение пройти с образом Пресвятой Богородицы по городским стенам, обойдя с иконой город.

После этого нападающие сняли осаду. Сергию же явилась Богородица и внушила ему мысль о сочинении хвалебной песни в её честь. Именно с этого момента византийский император стал считать Богородицу покровительницей города.

 Влахернская церковь. Современный вид. Здесь первоначально читался Акафист Пресвятой Богородице.
Влахернская церковь. Современный вид. Здесь первоначально читался Акафист Пресвятой Богородице

Первоначально чтение акафиста велось во Влахернском храме. Здесь хранился чудотворный образ Богородицы, Её риза и пояс.

Далее его читать стали по всей Восточной Европе в день праздника избавления Константинополя от врагов. Остальные акафисты пишутся в подражание акафисту Пресвятой Богородице.

Структура акафистов повторяет структуру акафистов Пресвятой Богородице

Акафист Пресвятой Богородицы — это образец для всех подобных текстов. Он состоит из 25 строф, в которые входят 13 кондаков и 12 икосов. Все икосы начинаются с греческих букв. Несмотря на то обстоятельство, что текст хвалебной песни можно найти в нескольких книгах, считается, что впервые он появился в Триоди Постной.

Его принято петь один раз в году — в субботу пятой седмицы Великого поста. Поэтому это сочинение получило название «Похвала Богородице» или «Суббота акафиста».

 Современный каталог акафистов. В Тексте акафиста различают большие строфы (икос) и меньшие (кондак).
Современный каталог акафистов. В Тексте акафиста различают большие строфы (икос) и меньшие (кондак)

Для того чтобы правильно ответить на вопрос: что такое акафист, необходимо понимать, что от других церковных текстов он отличается наличием вступления (кукулия), больших строф (икосов), меньших строф (кондаков).

Все икосы должны быть завершены харетизмом или возгласом «Радуйся!». Кондаки же завершаются возгласом «Аллилуйя!». Хайретизмы — это основной текст акафиста. Икос состоит из 12 хайретизмов.

Хайретизм
это основной текст акафиста

Они объединены по примеру греческого оригинала парами. Кроме того, их также объединяет тождество метрического рисунка.

В отличие от более древних классических кондаков, акафист имеет задачу восхваления. Поэтому у него такой строй. Кроме того, входящий в него тринадцатый кондак необходимо прочесть три раза.

Во время чтения необходимо обратиться к тому, кому посвящена хвалебная песня. После этого в обязательном порядке повторяется первый икос, далее читается первый кондак. Это специфическая особенность любого акафиста.

Традиция сложения акафистов была продолжена в Греции

На исходе византийской эпохи акафисты складывались по формальному образу «Похвалы Богородице». Кроме того, в это период был составлен Акафист Иисусу Сладчайшему, автор которого неизвестен. Богословы подозревают, что составители его — афонские монахи.

 Филофей Коккин, патриарх Константинопольский, святитель, икона. Святой ― автор двух акафистов, написанных в подражание Акафисту Пресвятой Богородице.
Филофей Коккин, патриарх Константинопольский, святитель, икона. Святой — автор двух акафистов, написанных в подражание Акафисту Пресвятой Богородице

В дальнейшем жанр хвалебной песни развивали Патриархи Константинополя

Исидор I Вухирас и Филофей Коккин. Первый из них составил семь гимнов. Второй два.

Мануил Фил, византийский поэт, переложил Акафист Пресвятой Богородице

Составлялись также акафисты, никогда не использовавшиеся в литургии. Например, в XIV веке поэт Мануил Фил написал гимн — переложение Акафиста Пресвятой Богородице с использованием ямбического триметра.

Акафист Иоанну Богослову считается последним из известных на сегодняшнее время акафистов византийской эпохи. После этого акафисты начали слагать по другим правилам, при этом за границами России наибольшее количество гимном написал Герасим Микраяннанит.

Во времена гонений на Русскую православную церковь акафисты стали широко распространены

Акафист в православии стал распространён в XIX-XX веке. Алексей Попов в своём труде «Православные акафисты…» утверждает, что в Российской империи к 1901 году цензоры, работающие в духовном ведомстве, одобрили для печати 158 акафистов.

Первый же гимн в России составлен примерно в 916 году. Он посвящён Сергию Радонежскому.

 Суд над священником. Фотография 20-х годов. В СССР, в период гонений на Русскую православную церковь священников не хватало. Поэтому стали широко использоваться акафисты, чтение которых не требовало их присутствия.
Суд над священником. Фотография 20-х годов. В СССР, в период гонений на Русскую православную церковь священников не хватало

Наиболее востребованными они стали после того, как в России в 1917 году произошла революция. Связанно это с тем, что, в отличие от других богослужебных текстов, акафист можно читать без священника.

В СССР их использовали для упрощённых домашних богослужений в отсутствие людей, которые знали богослужебный устав. Кроме того, представители властей «закрывали глаза» на пение псалмов, а вот полная литургия жёстко преследовалась.

Гимн традиционно имеет небольшой объём, что облегчает процесс его копирования. При этом большое количество акафистов в новое время писалось не на церковнославянском языке, а на его русифицированном варианте. Это значительно облегчило восприятие их на слух.

Смотрите также статью Можно ли читать акафист сидя

Самый полный сборник акафистов расположен на сайте акафистник.ру

В русской православной традиции было сочинение акафистов любым русским святым, которые начали прославляться Православной Церковью. Так как до революции тексты акафистов в обязательном порядке проверялись церковной цензурой, их было не так много.

В двадцатом же веке такого фильтра не имелось, поэтому гимны активно составлялись и распространялись машинописным способом.

Главная страница сайта акафистник.ру Здесь собрана наиболее полная коллекция акафистов.
Главная страница сайта Акафистник.ру Здесь собрана наиболее полная коллекция акафистов

После развала СССР произошёл новый всплеск акафистографии. Наиболее известные авторы таких произведений — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов. Акафисты пишутся не только на русском или церковнославянском, но и на других языках.

В настоящее время насчитывается, по данным священника Максима Плякина, 1800 таких произведений. Наиболее полный акафистник расположен на сайте Акафистник. ру

Акафист не считается обязательным богослужебным чином

Акафисты признаются Русской православной церковью в качестве вспомогательного текста. Его назначение — подготовить верующих к молитве и восприятию богослужении. Поэтому, как и когда их читать устанавливает непосредственно сама Церковь.

Видоролик Акафист Пресвятой Богородице. Чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе..» признаётся составной частью богослужения в Русской православной церкви.

Все хвалебные гимны уставными не признаются, поэтому они не считаются обязательным богослужебным чином. Исключение здесь составляет акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Молебен с акафистом исполняется во время некоторых церковных праздников. Он посвящается наиболее почитаемым святым. Происходит это обычно на утрене или же на самом молебне в день праздника.

Отцы Церкви не советуют читать хвалебные гимны во время Великого Поста. Это связано с тем обстоятельством, что праздничный настрой акафистов не соответствует грустному настрою поста. Особенно это касается возгласа «Радуйся!», который более уместен на Пасху.

Пред чтением акафиста на это нужно испросить благословение священника

Чтение акафиста — это азбука православной веры. Читая хвалебный гимн, православный подготавливается к молитве и богослужению. Недавно воцерковлённый же человек, таким образом, изучает азы православия. Именно поэтому православные должны знать и понимать для чего читают акафист.

 Чтение акафиста Пресвятой Богородице. Храм в честь Воздвижения Креста Господня, село Большое Акулово, 2015 год. Акафисты в некоторых случаях читают во время богослужения.
Чтение акафиста Пресвятой Богородице. Храм в честь Воздвижения Креста Господня, село Большое Акулово, 2015 год. Акафисты в некоторых случаях читают во время богослужения

При этом необходимо помнить, что прежде чем возложить на себя какие-то молитвенные правила, необходимо первоначально посоветоваться с духовником или же священником. Дело в том, что можно взвалить на себя непосильную ношу и не выполнить возложенные на себя обеты.

Кроме того, среди верующих может даже проявиться гордыня и нездоровая конкуренция кто больше прочитает акафистов. Это относится к тем случаям, когда некоторые читают такие гимны целыми днями и даже месяцами.

Акафисты читают на разные жизненные случаи. Так к Пресвятой Богородице и святым обращаются в следующих случаях:

  • в случае тяжести на душе;
  • в случае сомнения;
  • для дарования помощи в мирских делах;
  • для исцеления душевных и физических недугов.

Видеоролик Акафист Святым Благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Святым читают акафист на укрепление брачных уз и о благословении на брак.

Какой акафист читать зависит о того, что просит верующий. Богородицу просят помощи в воспитании детей, родовспоможении, о победе над врагами и т.д. Божии Угодники могут помочь при переезде в новый дом, в случае материальных затруднений, при скорбях, нуждах и т.д.

Существуют акафисты на каждый день недели, поэтому в случае необходимости можно всегда обрести небесную помощь, обратившись к тому или иному святому с молитвой.

Даже на дому акафисты читают стоя

Как читать акафист в домашних условиях можно узнать у того священника, который назначен вашим духовником. Если же говорить об общих правилах, то когда читают акафист, необходимо стоять. Исключения здесь могут быть сделаны только больным.

 Чтение акафиста свт. Луке Обществом православных врачей Санкт-Петербурга, 2018 год. Акафист всегда читают стоя.
Чтение акафиста свт. Луке Обществом православных врачей Санкт-Петербурга, 2018 год. Акафист всегда читают стоя

Молитвы перед акафистом необходимо читать на свежую голову. Она не должна быть забита посторонними мыслями. Желательно читать гимн перед иконой или у окна. Перед началом чтения необходимо прочесть предназначенную молитву. Её необходимо закончить обращением к Ангелу-Хранителю.

Нет правил относительного того, сколько дней читать акафист. Каждый верующий должен этот вопрос решать самостоятельно по мере сил физических и душевных. Чтение акафистов по дням недели производится в соответствии с рекомендациями священника местного храма.

Перед началом чтения, для того, чтобы понять и осознать смысл прочитанного, необходимо изучить житие и подвиг того святого, к которому обращаются с просьбой. Каких-то иных правил чтения не существует.

В любом случае вечерня с акафистом — это хороший способ для верующего провести духовную работу над собой.

17 акафист
читается в свободном порядке

Стоит отметить, что 17 акафист читается в особом порядке. Дело в том, что это чтение по покойнику в день его поминания. Это третий, девятый и сроковой дни после смерти.

Цель такого чтения — молитвенно поддержать душу усопшего во время её метания на земле, чтобы она могла попасть в Царствие Небесное.

Видеоролик: «Псалтырь. Кафизма 17». Эта кафизма читается по особым правилам в дни поминовения усопших.

Кроме того, необходимо знать, что в каких случаях читают акафист следует уточнять только у священника. Связано это с тем, что в советские времена из-за гонений на Православную церковь многие врущие не моги посещать богослужения, и читали дома акафисты.

Таких акафистов было составлено большое количество. Многие из них имели ошибками.

Поэтому 14 мая 2018 года Священный Синод РПЦ принял постановление, в котором не рекомендовал использовать в молитвенных целях тексты тех акафистов, которые не утверждены им и не помещены в официальные сборники.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *