Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Акриды

19.10.2018
13 501

В Библии есть несколько мест, которые вызывают споры у  толкователей. И одно из них касается Иоанна Крестителя и его скитаний в пустыне. Слова в современном переводе евангелиста Матфея звучат так:

«пищей ему служили акриды и дикий мед»

(Мат.3:4)

Так Матфей подчеркивал аскетический образ жизни Иоанна Предтечи.

Что такое акриды

Нет единого ответа на вопрос, что это. Толкователи предлагают разные версии — от саранчи до плодов рожкового дерева

В прошлых столетиях сложился устойчивый стереотип, который актуален и по сей день, что акриды являются образом скудной и бедной пищи. Чехов придерживался именно такого мнения: «сам ты едва концы с концами сводишь и акридами питаешься».

Версия первая: саранча

Не обошел вниманием акрид  профессор Лопухин в известной «Толковой Библии». Он утверждает, что акриды — это разновидность саранчи, пригодная к употреблению в пищу. Но питаются ей только самые бедные слои населения, которые не могут себе позволить купить более достойную пищу. Даже на фото это выглядит ужасно.

Готовая к употреблению жареная саранча. Самая распространенная версия акридов Иоанна Крестителя
Готовая к употреблению жареная саранча. Самая распространенная версия акридов Иоанна Крестителя

В некоторых изданиях Библии переводчики даже заменяли слово «акрида» на слово «саранча», чтобы не вводить читателя в недоумение непонятным словом. Но так ли это на самом деле? Действительно ли пищей Иоанна Крестителя были именно саранча и дикий мед?

Версия вторая: робиния

Первым кандидатом на «замену» саранче выступает робиния, которую еще называют псевдоакацией. Монахи-иезуиты в Средние века утверждали, что именно это дерево было источником сил Предтечи при его скитаниях в пустыне. Но есть одно значительное но: это дерево не является европейским или азиатским представителем флоры. Его завезли из Северной Америки после ее открытия, и во времена жизни Иисуса в Палестине и прилегающих районах его просто не было.

Робиния — декоративный кустарник. По версии монахов-иезуитов, именно это и есть акриды, которыми питался Иоанн Креститель
Робиния — декоративный кустарник. По версии монахов-иезуитов, именно это и есть акриды, которыми питался Иоанн Креститель

Версия третья: рожковое дерево цератония

Более правдоподобной является версия, что «саранчой» Крестителя была цератония, вернее ее стручкоподобные плоды. Рожковое дерево (цератония) известно человечеству очень давно. Его плоды употребляли в пищу еще строители египетских пирамид. Во времена Иоанна Крестителя рожковое дерево широко культивировалось не только в Палестине, но и во всем Средиземноморье.

Сегодня из его плодов делают муку, которая служит неплохой заменой какао и кофе. Необработанные стручки («рожки») идут на корм скоту. Исторически сложилось так, что семена цератонии служили эталоном веса в ювелирном деле. Вес всех семян практически одинаковый и составляет 0,2 грамма. Именно этот вес и является ювелирной единицей веса карат.

Плоды рожкового дерева. Более правдоподобная, чем робиния, версия пищи Иоанна Крестителя
Плоды рожкового дерева. Более правдоподобная, чем робиния, версия пищи Иоанна Крестителя

Второе обиходное название цератонии — Иоанново дерево. А ее плоды в народе называли хлебом Иоанна. Упоминание об этом можно встретить в журнале «Нева» за 1903 год. А также официальный журнал Франклинского института упоминал об этом в середине XIX столетия. Возможно есть и более ранние источники, на основании которых можно предположить, что акриды — это стручки рожкового дерева.

Многим теологам и простым приверженцам христианской религии хочется считать, что Предтеча питался не саранчой, а более «культурной» пищей в виде плодов дерева. Такое мнение сложилось еще в Средние века, но массового распространения не получило.

Версия четвертая: рожки спорыньи

Северные народы Европы под хлебом Иоанна подразумевали нечто иное. Рожковое дерево у них не было известно, саранча в их климате не водится. А вот рожки спорыньи с давних времен употреблялись в пищу самыми бедными слоями населения. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно эти рожки у «северян» Европы считались акридами — пищей Иоанна Крестителя при его странствиях по пустыне.

Об этом писал Майлз Джозеф Беркли, английский священник и ботаник.

Но эта версия совсем неправдоподобна.

Рожки спорыньи — версия акридов в северной Европе. Одна из самых неправдоподобных
Рожки спорыньи — версия акридов в северной Европе. Одна из самых неправдоподобных

Можно сделать вывод, что под понятием «акриды» как в библейские времена, так и сейчас подразумевается самая простая и неприхотливая пища. Вполне возможно, что слово «акриды» издревле имеет несколько значений. Как и современные слова «ключ», «замок», «коса» и некоторые другие, в библейскую эпоху «акридами» называли и саранчу, и плоды цератонии. Постепенно само слово стало еще и нарицательным, означающим нечто дешевое и неприхотливое, доступное в пищу.

Что такое «дикий мед», который ел Иоанн Креститель

Не имеет однозначной трактовки и дикий мед. Его, упоминает евангелист Матфей как пищу Предтечи.

 

Рой диких пчел. Именно они дают тот мед, который мог бы есть Иоанн Креститель
Рой диких пчел. Именно они дают тот мед, который мог бы есть Иоанн Креститель

Историки прошлых столетий Плиний и Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают дикий мед как сладкий сок пальм, смоковниц и других деревьев. Его переваривали, смешивали с обычной водой и использовали как ежедневное питье. Но маловероятно, что Иоанн мог это делать в пустыне. Возможно, что тут закралась обычная ошибка перевода.

Есть еще одно мнение, которое высказал Феофилакт Болгарский: и акриды, и дикий мед — это иносказательные понятия. Матфей в своем Евангелии пытался показать, что народ его времени «не помышлял о птицах небесных» (не думал только о духовном и высоком), а «питался» саранчой, которая после воспарения падает вниз.

Так характеризовалось население Палестины: люди в жизни как саранча — после «воспарения» в духовном порыве падают вниз в повседневных трудах и заботах. А «дикий мед», по мнению Феофилакта Болгарского, это результат труда многих «пчел» — библейских пророков. Питание таким «медом» — постижение истин, открытых пророками.

Иоанн Креститель питался тем, что попадалось на глаза и годилось в пищу

Не так уж и важно, что именно употреблял в пищу Иоанн Креститель — стручки рожкового дерева или саранчу. Важнее понимать другое: он отошел от мирских забот о пропитании чтобы посвятить себя духовному развитию и общению с божественным.

Питался он тем, что попадалось на глаза, и годилось в пищу. Это могла быть и саранча, и рожки цератонии одновременно. Матфей своими словами показывал аскетический образ жизни Предтечи во время его странствий. Постепенно при нескольких переводах Библии это стерлось, а переводчики старались уточнить что такое акриды. Оказали влияние на него и то, как жили люди в том или ином регионе.

В итоге получилось, что в наше время акридами называют нечто дешевое, повседневное и общедоступное, годное для пищи.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *