Содержание
Чтобы решить данную задачу, нужно разобраться с тем, что такое пост и что вообще можно в пост употреблять.
Пост — это духовное воздержание, а также воздержание в пище.
Если вкратце отвечать на вопрос в заголовке — да, в пост можно есть сахар. Дальше разберем подробнее.
Святой, праведный Иоанн Кронштадтский так говорил о посте:
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем боле всего объядением, пиянством и заботами житейскими (Лк. 21:4), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий…
Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.
Первым постом можно считать запрет Бога на вкушение Адамом и Евой плода с древа познаний Добра и Зла. За его нарушение последовало наказание, и только через пост, воздержание и покаяние достигается прощение.
Различают несколько видов поста: строгий и нестрогий.
Нестрогий пост подразумевает, что нельзя употреблять пищу животного происхождения: молочные продукты (молоко, творог, сметану и прочее), яйца, мясо животных и птиц.
Сахар же — продукт растительного происхождения и разрешен в пост.
Строгий пост добавляет в список еще и рыбу, а в понедельник, среду и пятницу в пищу также запрещается употреблять рыбу и растительное масло, это называется сухоядением.
В православии существуют такие посты:
- Рождественский (28 ноября — 7 января).
- Великий пост (7 недель до Пасхи).
- Петров пост (от девятого воскресения после Пасхи до 12 июля).
- Успенский пост (14-28 августа).
Помимо этого постными являются среды (день предательства Иуды и арест Иисуса) и пятницы (распятие Иисуса Христа). Ровно половина из них (Великий и Успенский посты) являются строгими.
Великий пост идет в память о страданиях Христа. Он состоит из Четыредесятницы (столько времени постился Иисус в пустыне) и Страстной Седмицы (память о последних днях Христа на земле). Пост оканчивается в Великий Светлый праздник всех христиан — Светлое Христово Воскресение.
В течении всех 7 недель 2 раза дается разрешение на вкушение рыбы — в Вербное Воскресение (за неделю до Пасхи) и Благовещение Пресвятой Богородицы. День распятия Христа (пятница) является самым строгим, в этот день нельзя вкушать пищу.
Смотрите также статью Можно ли жениться в пост перед пасхой
Успенский пост длится всего 2 недели. Он приурочен к Успению Пресвятой Богородицы. Если праздник приходится на среду или пятницу, то встретить его вы сможете, разговевшись рыбными блюдами, в остальные же дни на праздничный стол не имеет ограничений.
Постных продуктов и блюд очень много: грибы, морепродукты, овощи, ягоды, фрукты.
Постная еда достаточно разнообразна: овощные рагу и запеканки, грибы, существуют рецепты постных пирогов, из сладкого можно есть мед и сухофрукты, также разрешено употребление морепродуктов (ведь это не только рыба, а еще и кальмары, мидии, осьминоги и прочее, так сказать «ни рыба, ни мясо»).
Обычный рецепт можно превратить в постный, если добавить вместо масла маргарин (в его составе исключительно растительные масла), если в списке ингредиентов нет других непостных продуктов.
Раз в пост можно есть мед, то можно приготовить на его основе сладости: козинаки, конфеты постные.
Приведу пример одного из рецептов постных и очень полезных конфет (количество всех ингредиентов берите на свой вкус):
- мед — небольшое количество;
- изюм;
- курага;
- чернослив сушеный;
- орехи, какие Вы больше любите (грецкие, арахис, кешью, миндаль (список можно продолжать долго) и любое их сочетание).
Все, кроме меда, перемалываем в мясорубке. Смешиваем все ингредиенты и катаем шарики, чтобы шарики не липли к рукам, смачивайте руки в прохладной воде перед лепкой каждой из конфеток.
Можно обвалять их в кунжуте, маке или какао. Положите получившиеся изделия в холодильник на пару часиков, затем можно кушать.
Многие делают по такому рецепту просто смесь, не формируя конфеты, и убирают в банку или вазочку, получается витаминное «варенье».
Если у вас еще остались какие-то сомнения по поводу употребления сахара и сладостей в пост — обратитесь к своему духовнику, если его нет, то просто к священнику, служащему в ближайшей церкви.
Протоиерей Дмитрий Сазонов (кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия, председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества) дает такой ответ:
«Из шоколада, сахара и печенья церковным Уставом поста разрешен сахар.
Вся молочная, жирная (на масле животных жиров) пища исключается (шоколад, печенье).
Сейчас в продаже появились продукты изготовленные без жировых добавок – постные хлебцы, галеты.
Но я бы поставил вопрос несколько иначе: допускаете ли Вы для себя в пост иногда лакомство (шоколад, печенье, вафли)?
Если да, тогда не придирайтесь к этикетке, не вчитывайтесь в состав продукта.
Но если Вы решили поститься строго, то любые «вкусности», даже совершенно постные, лучше исключить.
Определим, что согласно Устава в пост не полагается есть мяса.
Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (21-го ноября/4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например — в престольный праздник.
Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу».
Кроме животной пищи в пост также запрещено употреблять алкоголь, только умеренное питие в субботу и воскресение в нестрогий пост.
Любителям кофе с коньяком или молоком придется пить в пост просто кофе, что полезнее для организма.
Но можно подойти к посту, как к аскете, т.е. к ограничению телесному и духовному для достижения более высокого духовного уровня.
Аскетизм выделяется тем, что человек сам решает в чем себя ограничить и старается убрать именно то, что доставляет наибольшее удовольствие, для кого-то это сладости (и не важно постные они или нет), а кому-то может стать и обычный хлеб.
Но пост — не только ограничение в животной пище, но также и ограничение от переедания. Авва Дорофей пишет:
«Есть два вида чревоугодия.
Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного…это называется гортанобесие.
Иногда опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они, или нет,
он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое: это называется чревобесие…
И так кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих (видов чревоугодия);
ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется им в грех».
Другая сторона поста — духовное воздержание.
Духовное воздержание является даже более важным в сравнении с воздержанием в пище. Ведь не все могут держать пост из медицинских показателей, за-то любой может ограничить просмотр увеселительных программ или количество ссор, склок с другими людьми.
Еда — это только один из критериев для обуздания своего духа.
Пост — самое лучшее время для покаяния, исповеди и причастия, потому что в другое время соблазн не соблюдать пост и быть как все еще более велик.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение