Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Как жить по-христиански в современном мире

Скачать эту статью

Найдётся ли кто-то из нас, кто уверен, что знает, как жить по-христиански в современном мире?

Лукавит даже батюшка, если заявляет, что всё у него правильно, по православному. Даже апостол Пётр и тот не избежал упрека от Иисуса Христа. Куда уж нам.

Но жизнь христианина — это стремление к совершенству, сражение с врагами внутри себя (да, да, именно внутри). С реалиями каждой эпохи приходят свои трудности: эпидемии, войны, атеизм.

А чем христианин сталкивается сегодня, и как это преодолеть?

Разочарования, беды, страхи существовали всегда, есть масса наставлений, как их преодолеть

Если отталкиваться от словаря, то христианин — это человек, который исповедует христианство.

Но всё ведь далеко не так просто. Христианин придерживается духовных принципов, он верит в то, что Иисус Христос умер за его грехи на кресте, чтобы воскреснуть и подарить миру вечную жизнь.

У каждой эпохи — свои беды (фотография Дмитрия Бальтерманца «Горе»: мирное население, расстрелянное фашистами)
У каждой эпохи — свои беды (фотография Дмитрия Бальтерманца «Горе»: мирное население, расстрелянное фашистами)

Чтобы формально стать христианином достаточно пройти через таинство Крещения. И многие с этим сталкиваются ещё раньше, чем начинают что-либо понимать.

Но как остаться христианином?

Это довольно сложно, ведь нам в жизни, возможно, предстоит столкнуться с множеством препятствий:

  • Искушения;
  • Разочарования;
  • Страхи;
  • Неудачи;
  • Ошибки;
  • Болезни;
  • Утраты.

Всё это не только причиняет страдания, но и закаляет дух. О борьбе с этими неприятными сторонами, с которыми может столкнуться христианин, сказано много. Тут помогает и труд, и молитва. Но это вещи вечные, они актуальны всегда.

Нас же сейчас больше интересуют те неочевидные сложности, которые мешают жить по-христиански в современном мире.

4 врага современного христианина: гордость, ложь, манипуляция и покорность

Сегодня христианская жизнь натолкнулась новых врагов. Они лукавы, они невидимы, но атакуют верующих изнутри, искушают, пытаются свести с истинного пути.

Враг 1 — гордость

Могли ли помыслить апостолы, что через две тысячи лет, большая часть населения земного шара будет христианами? Конечно, нет. Они жили в другую эпоху, когда община находилась в зачаточном состоянии, а враги каждую секунду могли истребить единичных последователей Иисуса Христа.

Каждый верующий тогда был на счёту, а любой обращённый язычник — был важным шагом к популяризации Учения. Сейчас мы живём в других реалиях.

Православие — самая распространённая религия на территории страны. Нам никто и ничто не угрожает. Даже советский атеизм давно побеждён.

Эта несокрушимость заставляет многих людей, называющих себя православными, смотреть свысока на другие религии.

Сыплются обвинения: «те язычники», «эти вообще дьяволу поклоняются», «убирайтесь прочь из нашей христианской страны» — это ли христианский подход?

Времена угнетения христианства прошли, и ныне уже мы не должны угнетать слабых.

Как быстро мы забыли, что и сами некогда были в гонимом состоянии и не имели никакого веса среди древних религий!

Христинин не должен городиться численным превосходством, оно досталось страшной ценой («Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером)
Христинин не должен городиться численным превосходством, оно досталось страшной ценой («Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером)

Иисус Христос никогда не наносил оскорблений чужим религиям и не только посещал иудейский храм, но и оскорбился, когда увидел там торговцев. Или мы забыли притчу о добром самаритянине?

Лк. 10:25–37

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Спаситель во главу всего ставит личные качества, а не религиозную и национальную принадлежность человека. Стоит к Нему прислушаться.

Враг 2 — ложь

Увы, но предостережения книги Откровения применимы к нашему времени. Православие в современном мире люди узнают не от родителей, не из храмов, а по телевизору и из Интернета.

И это само по себе не хорошо, не плохо. Интернет — это просто средство. Всё решает лишь то, кто им пользуется и с какой целью.

Очень часто люди публикуют непроверенную информацию, либо заведомо вводят аудиторию в заблуждение.

Так или иначе, но возникают разные стереотипы, которые потом очень сложно победить. Самый яркий пример — произведения, выдаваемые за христианские труды. Из новоделов можно перечислить:

  • Евангелие от Марии Магдалины (не путать с Евангелием от Марии);
  • Евангелие Матфея искреннего;
  • Евангелие от ессеев.

Речь даже не о том, вредна или полезна информация из этих источников. Их проблема в том, что написаны они не современниками Христа, за которые выдаются, а такими же, как мы, людьми XX века, но преподнесены как древние апокрифы.

Можно ли начинать знакомство с кем-то со лжи? Конечно, нет.

Но легко найти цитаты деятелей христианской Церкви, которые те никогда не произносили. А сколько Интернет-ресурсов скопировали несуществующие молитвы, которые выдают за православные! Всё приобрело колоссальный маштаб.

Книга «”Правило” схимонахини Антонии» — пример не православной идеи (молитва за абортированных детей), которая получает широкую известность среди верующих
Книга «”Правило” схимонахини Антонии» — пример не православной идеи (молитва за абортированных детей), которая получает широкую известность среди верующих

И это проблема не только православной Церкви. О многих других традициях точно так же, полно лжи и стереотипов. Христианин должен проверять ту информацию, которую встречает. Только тогда его духовная жизнь избежит обмана.

Враг 3 — манипуляция

Христианство — это огромная сила, которая действует согласовано, это человеческий ресурс. А потому у многих недобросовестных людей хватает хитрости пытаться использовать верующих в своих целях.

Верующих пытаются отождествить с нацией, с государственностью, с русской культурой, практически поставить знак равно.

Но христианин никогда не был евреем, римлянином, византийцем, русским или советским человеком. Церковная жизнь — вне светского мира, она печётся о любви, мире, душе и отношениях между человеком и Богом.

Задача христианина — не превращаться в инструмент в чужих играх, политических, социальных и т.д., а верно следовать учению Христа.

Враг 4 — покорность

Есть такое выражение у христиан, что бес может выглядеть ангелом. Понимать его нужно не буквально. Суть в том, что под любой праведной оболочной могут прятаться дурные мысли.

Например, многие православные люди с недоверием относятся к Фатимским явлениям Девы Марии и считают это проделками нечистой силы. Это же надо — выдать себя за Царицу Небесную!

Споры об этом событии отложим.

Важен принцип — не всё таково, каким оно выглядит.

Христианин должен думать своей головой: лишь ему отвечать за свои поступки. Увы, так во всех сферах жизни. Церковь — не исключение.

Батюшка — это наставник, советчик, авторитет. Всё верно. Но даже про времена апостолов Евангелие сообщает, что случались ошибки.

Иисус взял в ученики Иуду Искариота, и вот, по словам евангелистов, он предал Христа. А если бы подобный человек пошёл проповедовать? Чему бы он научил людей с высоты своего авторитета?

Иллюстрация с ослом и морковкой хорошо показывает, к чему приводит отсутствие критического мышления
Иллюстрация с ослом и морковкой хорошо показывает, к чему приводит отсутствие критического мышления (христианин должен думать своей головой)

Поэтому никогда не стоит слушать людей, если они призывают к каким-то сомнительным вещам. Христианство знает немало примеров недобросовестных священников.

С распространением Учения Христа всё больше таковых проникло в церковную иерархию. Поэтому уважать священников мы должны, но никогда не забывать анализировать и думать своей головой.

Православие в современном мире — не в подвигах, оно начинается с мелочей

О том, как должен жить православный христианин, высказываются многие православные священники. У каждого богатый жизненный опыт, много советов и той информации, которой он бы хотел поделиться. Всего не перечислить.

Так что остановимся лишь на некоторых, особенно полезных рекомендации.

Во-первых, заслуживает внимания то, что говорит архимандрит Алексий (Поликарпов). Он подчёркивает, что не нужно требовать от себя героических подвигов во имя христианства. У каждого есть своя мера, а христианином следует быть во всём:

Алексий (Поликарпов)
архимандрит

«Если при мысли о пути спасения, о христианской жизни, в нашем сознании сразу являются великие и страшные подвиги, которые совершали святые, нам, конечно, кажется, что нам это не под силу. Но у каждого из нас подвиг свой. И суть его в том, что мы, побуждаемые любовью ко Христу, побуждаемые страхом Божиим, побуждаем себя жить по-Божьи. Во всем: в большом и в малом. Апостол нам говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). И если человек, совершая всякое свое дело, будет совершать его во славу Божию, а начиная любое предприятие, станет осмысливать его: по – Божьи ли оно задумано или нет, то все дела будут христианскими. И он преуспеет в своем спасении.»

Его поддерживает иерей Петр (Гурьянов). Он согласен с тем, что начинать нужно с малого. Подвиги в жизни христианина уместны, но до них стоит созреть, и тогда всё получится:

Петр (Гурьянов)
иерей

«По поводу молитвенного правила и аскетических подвигов нужно обязательно советоваться со священником, который Вас хорошо знает, с духовником. В духовной жизни неопытный человек может наделать много ошибок, взявшись за то, что ему сейчас не под силу. Это как человеку, который только начал тренироваться, сразу взять большой вес или начать бег на длинную дистанцию. Кто-то выдержит, а у большинства может быть надрыв, вследствие которого, возможно, занятия спортом придется оставить. Так и в духовной жизни очень важна поэтапность, подготовленность и наблюдения опытного человека – священника. В этом случае все будет идти более плавно и не будет ощущения неудобоносимых бремен.»

Всегда поступать по любви — вот как должен жить православный христианин

Однако самое главное в христианстве — это любовь. Бог есть любовь — сообщает Евангелие, и мы так привыкли к этому утверждению, как к формуле, что, кажется, перестали над ней задумываться.

Любовь — это не состояние, её нет, как данности. Это процесс, он проявляется только в добрых делах, заботе. Без этого никуда. Поэтому, чтобы «возлюбить ближнего», нужно начать о нём заботиться и понимать, в чём он нуждается.

 

Любовь — центральная идея христианства во все времена
Любовь — центральная идея христианства во все времена

Ну, и конечно, главный вопрос — а кто этот ближний? Родные? Друзья? Знакомые? Весь мир?

Ближний — это тот, кому ты можешь помочь в данный момент. Кто рядом, тот и ближний. Если у христианина есть возможность помочь кому-либо, сделать мир чуточку лучше, надо приложить все усилия и добиться результата.

39 стих 22 главы Евангелия от Матфея призывает любить ближнего, как самого себя.

Ведь христианин — это не верописповедание, не склад мышления, не образ жизни. Это намного выше и глубже. Это наше изначальное, здоровое состояние чистой души.

Христианин это то, что правильно называть — Человек. Быть христианином — это быть Человеком, о чём напоминает митрополит Антоний (Сурожский):

Антоний (Сурожский)
митрополит

«Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить — значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это — верить в человека, надеяться на всё от него и любить его.»

О том же говори и святые отцы, например, преподобный Паисий Святогорец:

Паисий Святогорец
схимонах Константинопольской православной церкви

«В любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. В нашем благоговении перед Богородицей и святыми снова сокрыто наше великое благоговение перед Христом. Этим сохраняется христианская любовь и качественно отличается от любви мирских людей.»

Подвести итог лучше всего может апостол Павел, который сказал о любви:

1 Коринф. 13:4–8

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *