Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Как стать монахом

С того момента, как Господь Наш Иисус Христос сошёл на землю и начал свою проповедь, появились люди, готовые по его слову оставить всё и следовать за ним.

При этом если ученики Христа — апостолы, отправились по указанию Спасителя проповедовать Его слово народам мира, то другие последователи Иисуса Христа приняли решение из мира уйти.

Они решили пожертвовать всеми мирскими удовольствиями, а также семьёй и имуществом, чтобы особенно усердно служить Богу. Таки люди имели и имеют особое «призвание», то есть непреодолимое желание вести иноческую жизнь, посвятив всю её служению Богу.

Монах — это человек, непрестанно славящий Бога

Слово «монах» греческого происхождения. Переводится оно как одинокий, живущий в уединении, одиночный.

Монашество — это образ жизни тех православных христиан, которые решили полностью посвятить себя молитве и аскетическим подвигам.

Если же рассматривать богословскую точку зрения на институт монашества, то она говорит о том, что это религиозно-церковный институт.

Он объединяет тех людей, которые решили изолировать себя от внешнего мира для того, чтобы найти идеальную форму служения Богу.

Видеоролик: Преподобный Антоний Печерский. Цикл телепрограмм «Закон Божий». Часть 1. О вере и жизни христианской. В фильме рассказывается о житии преподобного Антония Печерского — основателя монашества на Руси.

В России монахов очень часто называют иноками, от слова «иной». Монашество при этом называется иночеством. В Библии нет прямого упоминания слова «монах».

При этом святые Отцы говорят о том, что прообразом монаха в Священном Писании может служить Иоанн Креститель, ведший уединённую жизнь.

Цель монаха — постоянно славить Бога в молитве.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983 — 1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Цель монаха — непрестанно славить Творца. Именно поэтому он уходит от мира, чтобы он не соблазнял его и не отвлекал от служения Богу. В этом он подобен Ангелу, который всегда готов исполнить Божию волю. Ангелы постоянно славят Господа, и монах постоянно пребывает в молитве.

 В.Тропинин «Монах со свечой», 1834 год. Цель монашеской жизни ― достижение состояние святости и получение Божией благодати
В.Тропинин «Монах со свечой», 1834 год. Цель монашеской жизни ― достижение состояние святости и получение Божией благодати

При этом необходимо всегда помнить, что термин монашество в православии применяется только к тем лица и сообществам, которые следуют определённым правилам.

Так монах должен принять на себя некоторые обеты, например, отречение от всех благ мира.

Кроме того он обязан подчиняться уставу того монастыря, в котором он живёт или же получить благословение на ведение иноческой жизни в скиту или пещере.

Цель монашеской жизни — достижение святости или духовного совершенства для получения Божией благодати и спасения мирян.

В монастырь уходят для того, чтобы славить Бога

Многим мирянам интересно знать, почему люди уходят в монастырь. Для верующего человека не составит никакого труда ответить на этот вопрос. Дело в том, что монахом становятся для того, чтобы славить Бога.

При этом монах также должен стремиться достигнуть состояния духовного совершенства, то есть святости. Для этого необходимо полностью победить страсти и зло в себе. Только в этом случае монах будет способен нести свет Христовой Истины миру.

 Василий Иванович Навозов «Духовное окормление». 1890 год. Монах — это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного
Василий Иванович Навозов «Духовное окормление». 1890 год. Монах — это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного

К сожалению, многие люди просто не в состоянии понять, зачем уходят в монастырь. Связанно это с тем, что ещё в советское время сформировалось мнение о том, что монахами становятся только люди, пережившие большое горе или же неудачники в жизни.

Отсюда и советы даваемые знакомым, попавшим в трудную жизненную ситуацию, уйти монастырь.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах — это воин Христов.

Часто в монастырях можно встретить бывших уголовников, алкоголиков, наркоманов. Также здесь проживают те люди, которые остались одни. Можно здесь встретить больных и различных искателей «духовных истин».

Все эти люди могут находиться в монастыре, но монахами никогда не станут. Дело в том, что монашество — это добровольное мученичество и возложив на себя один раз этот, крест его нужно будет нести до конца жизни.

Юрий Володин «Монах». 2009 год. Монах удаляется от мира для того, чтобы молится и сконцентрироваться на духовной работе над собой
Юрий Володин «Монах». 2009 год. Монах удаляется от мира для того, чтобы молится и сконцентрироваться на духовной работе над собой

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах – это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного.

Для этого он отрекается от мирских соблазнов и удовольствий, чтобы сконцентрироваться на молитве и духовной работе над собой.

Кроме того, монах также обязан нести послушание в монастыре и заниматься в том числе физической работой.

Именно поэтому для желающих постричься в монахи установлен ряд испытаний, цель которых — выяснить, насколько подготовлен человек к монашеской жизни и насколько твердо его желание уйти в монастырь.

Чтобы стать монахом необходимо принять на себя монашеские обеты

Так как монах — это тот человек, который принял решение отдать всю свою жизнь для служения Богу, он каждую её минуту служит ему. Внешне это проявляется в том, что перед пострижением будущий монах принимает на себя монашеские обеты.

Обет — это обещание данное Богу.

При этом необходимо отметить, что для монашеского житься необходимо иметь особое духовное призвание, поэтому в монастырь обычно приходит много людей, но остается мало.

Монах принимает на себя 3 аскетичных обета.

 Михаил Нестеров. «Под Благовест», 1895 год. Монах должен постоянно в молитве славить Бога, поэтому перед постригом налагает на себя обеты, позволяющие ему уйти от мирской суеты
Михаил Нестеров. «Под Благовест», 1895 год. Монах должен постоянно в молитве славить Бога, поэтому перед постригом налагает на себя обеты, позволяющие ему уйти от мирской суеты

Цель и смысл жизни монаха — молитва. Именно поэтому он отрекается от мира, чтобы ничто земное его не отвлекало от неё. Основных монашеских обетов три:

  • послушания или отречения от своей воли. Согласно ему монах обязуется отречься от своих желаний и направить свои усилия на пребывание с Господом. Для этого монах обязуется подчиняться своему игумену, игуменьи или же духовному отцу, которые станут его направлять в духовной жизни;
  • целомудрия или безбрачия. В общих чертах это означает отказ от супружеской жизни ради Царствия Небесного. В широком же смысле этот обет означает уход от всего мирского;
  • нестяжания. Монаху в земной жизни ничего не нужно и вещи ему принадлежать не могут. Живя в обители, монахи заботятся о её благе, а не об удовлетворении личных потребностей. При этом личные вещи, например очки, у него остаются.
 Монах Сретенского монастыря. Один из обетов, возлагаемых при постриге в монахи — нестяжательство
Монах Сретенского монастыря. Один из обетов, возлагаемых при постриге в монахи — нестяжательство

Монашеские обеты произносятся перед постригом, однако прежде чем произнести их, необходимо пройти длинный и трудный путь. Начинается он с работы над собой ещё в мирской жизни, так как прежде чем стать монахом, необходимо стать совершенным мирянином.

Именно поэтому не существует подробной инструкции на тему «как стать монахом», ведь стать истинным верующим может только сам человек в результате длительной духовной работы над собой.

В православии существует три степени монашества

Святая Православная Церковь различает в монашестве три степени:

  1. Приготовление к монашескому подвигу или послушничество.
  2. Непосредственно сам подвиг — монашество.
  3. Высшая степень исполнения монашеского подвига — схимничество.
 Трудничество в Шаровкином монастыре. Перед постригом новоначальные обязаны пройти испытание в монастыре, потрудившись в нём. В некоторых монастырях существует до шести ступеней подготовки к постригу
Трудничество в Шаровкином монастыре. Перед постригом новоначальные обязаны пройти испытание в монастыре, потрудившись в нём. В некоторых монастырях существует до шести ступеней подготовки к постригу

Обычно перед тем, как поступить в монастырь, испрашивают благословение на это у своего духовного отца. При этом если человек чувствует себя готовым на монашеский подвиг, он может явиться в монастырь самостоятельно.

В любом случае, прежде чем вновь поступившего постригут в монахи, он будет находиться на испытании до тех пор, пока настоятель монастыря не удостоверится в искренности и твёрдости принятого им решения.

Православная Церковь выделяет 3 степени монашества.

В некоторых монастырях существует до шести ступеней подготовки к постригу. В любом случае все вновь поступившие в монастырь или новоначальные обязаны трудиться.

Существует чин трудников или трудниц, то есть тех людей, которые живут в монастыре «во славу Божию», но цели стать монахами не имеют.

Послушник или же послушница имеет цель стать монахом, поэтому он пребывает в монастыре для того, чтобы изучить все тонкости монашеской жизни.

Примером монастырского устава может служить Устав Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря. Вот что в нём говорится о поведении новоначальных, поступивших в монастырь:

«§ 44. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникнуться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам:

«Походку иметь скромную, говорить отчетливо, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушливым к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью» («Поучение на 1 января ученикам философа Ливания»)».

 Федор Михайлович Головин послушник в Соловецком монастыре. 10 июня 1917 г. Послушник имеет право носить подрясник и скуфейку
Федор Михайлович Головин послушник в Соловецком монастыре. 10 июня 1917 г. Послушник имеет право носить подрясник и скуфейку

Послушник имеет право носить подрясник и скуфейку. Семинарист и пономарь принимаются в монастырь в чине послушника.

Стать послушником может любой верующий, но принять постриг сможет далеко не каждый. Некоторые люди живут в монастырях много лет, находясь в чине послушника.

При пострижении в монахи человек принимает новое имя

В практике Русской Православной Церкви монашеский постриг производится над иноками или инокинями. При этом существует чин рясофорного послушника или же послушницы.

Он отличается от обычного послушника тем, что рясофорному дозволяют носить рясу, камилавку и чётки. Кроме того, рясофор получает новое имя.

 «Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки, еже есть рясофор». 1906 год. Рясофор — это первый чин монашества. Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку и чётки
«Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки, еже есть рясофор». 1906 год. Рясофор — это первый чин монашества. Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку и чётки

Иерей в рясофорном чине в России называется иеромонах. При этом многие священники, принявшие целибат, принимают этот первый чин монашества, ведь без этого невозможно рукоположение во священники. Необходимо отличать рясофора-послушника от инока-рясофора. Инок — это монах.

Над ним совершается пострижение и став иноком вернуться в мирскую жизнь практически невозможно.

Сам постриг представлен собой обет отречения от мира. При его совершении у человека символически постригаются волосы. Ему дается новое имя в память святого, становящегося покровителем постригаемого.

Многие, приняв иноческий чин другие, чины монашества не принимают и всю жизнь живут в нём.

 Великая схима. Суздальский музей-заповедник, 2015 год. Монахи, постриженные в великую схиму, носят соответствующее одеяние. Великосхимники — это высшая степень монашества
Великая схима. Суздальский музей-заповедник, 2015 год. Монахи, постриженные в великую схиму, носят соответствующее одеяние. Великосхимники — это высшая степень монашества

Кроме рясофора монахи постригаются в мантию и в схиму. Это совершенная и совершеннейшая степень монашества. Между собой все степени отличаются теми обетами, которые принял на себя человек, постригаемый в них.

Непосредственно монахом инок становиться после пострижения его в малую схиму, так как именно тогда им произносится три монашеских обета.

Что же касается великосхимников, то это высшая степень монашества и только эти монахами могут жить в затворе и отшельчестве, а также возлагать на себя иные обеты и совершать аскетические подвиги.

Монахи живут в монастыре, где исполняют послушания

Обычно монахи живут в монастырях, хотя существуют случаи отшельничества или затворничества. На жизнь в затворе или пещере монах должен получить благословение настоятеля того монастыря, к которому он приписан.

Жизнь в монастыре починяется строгому расписанию, установленному уставом монастыря. Обычно он регламентирует как молитвенную, так и хозяйственную жизнь обители.

 Монахи Псково-Печерского монастыря. Монахи обычно живут в монастыре, хотя существуют случаи затвора и отшельничества
Монахи Псково-Печерского монастыря. Монахи обычно живут в монастыре, хотя существуют случаи затвора и отшельничества

Послушания в монастыре — это та работу, которую выполняют монахи в свободное от молитвы и богослужений время. Послушание преследует две цели:

  • хозяйственная. Монастырь требуется содержать в порядке, а у монахов кроме духовных потребностей существуют и телесные. Именно поэтому практически во всех обителях исполняются послушания в трапезной, пекарне, на огороде и т.д;
  • воспитательная. Далеко не всем могут молиться и день и ночь. Поэтому свободное от молитвы время может стать для некоторых безделием. Безделие же отвлекает монаха от служения Господу, поэтому сем больше он трудится, тем меньше соблазнов у него будет.
 Прокудин-Горский. Монахи, сажающие картофель. 1910 год. Послушание в монастыре назначает его настоятель в зависимости от способностей послушника или инока
Прокудин-Горский. Монахи, сажающие картофель. 1910 год. Послушание в монастыре назначает его настоятель в зависимости от способностей послушника или инока

Послушания в монастыре назначаются его настоятелем. Он должен видеть и понимать, кого из послушников или монахов куда отправить.

Настоятель также может освободить монаха от послушания вообще, если видит, что вся его жизнь занята исключительно служением Богу. Обычно это относится к тем монашествующим, которые приняли великую схиму.

Келья — место жительство монаха

Комната монаха в монастыре — келья. В русских монастырях она обычно выглядит как небольшое помещение на одного или двух монахов.

В ней стоит стол, стул, кровать или жёсткий топчан. Часто можно встретить индивидуальный иконостас или полку для книг. В кельи монах проводит свободное время в молитве или за чтением духовных книг.

 Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь. Келья — это место жительства монаха
Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь. Келья — это место жительства монаха

Посторонним вход в келью запрещён. Особенно это касается представителей противоположного пола. В случае нарушения такого запрета и хозяин келии может подвергнуться наказанию согласно монастырского Устава.

Расстрижение монаха равносильно духовному самоубийству

Вплоть до конца 18 века в Русской церкви отсутствовала процедура расстрижения, таким образом, один раз дав монашеские обеты, человек не мог перестать быть монахом. При этом его могли извергнуть из сана, что означало фактически духовное самоубийство такого человека.

Такой человек отправлялся на покаяние, его не допускали к причастию, он не мог жить в монастырях и т.д. В наше время процедура выхода из монашества разработана, и человек может покинуть монастырь и вернуться в мир.

Однако, в любом случае вина перед Богом, как у лица, не сдержавшего обеты, принятые на себя, у него будет, да и отношение к такому человеку соответствующее.

Главная обязанность иноков — молитва

Несмотря на обязательность послушания, оно не главное для монаха. Главное для него молитва. В монастыре молитва присутствует в трёх видах:

  1. Богослужение.
  2. Молитва в келье.
  3. Молитва во время послушания и в свободное время.
 Татьяна Юмашева. «Тишина». 2005 год. Все монахи в монастыре должны молиться. Это можно делать как на богослужение, так в келье и других местах
Татьяна Юмашева. «Тишина». 2005 год. Все монахи в монастыре должны молиться. Это можно делать как на богослужение, так в келье и других местах

Согласно монастырским уставам, принятым в большинстве монастырей, к началу богослужения должно быть окончено любое послушание.

Если это невозможно сделать, его необходимо остановить. Все монахи должны присутствовать на службе, исключение составляют только больные.

Насчитывается 3 формы молитвы монаха.

В тех монастырях, где устав не строг, настоятель может благословить монаха пропустить отдельную службу. Это допускается, например, когда монастырь небольшой и работы на братию налагается слишком много.

В любом случае иноку придётся помолиться в другой форме: за работой или же келейно.

Келия Валламского монастыря. У каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.

Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем монастыря или его духовником.

Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально. Исполняется она в кельи монаха, иногда в уединении. Остальное же время монах также не должен бездельничать.

Он должен за работой или в свободное время читать про себя одну из молитв. Обычно монахи читают молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *