Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Бесноватый — кто это такой

Скачать эту статью

Представьте. Небольшая сельская церковь полна людей, приглушённый свет, идёт вечерняя служба. Батюшка читает молитву, как вдруг одна старушка падает на колени, плачет, неистово кричит и кроет всех матом.

Ей плохо, может, больно? Люди в замешательстве, но священник подходит и со знанием дела даёт несколько лаконичных рекомендаций этой прихожанке. Требует выпустить из себя нечто.

Она будто бы слушается и тут же приходит в себя. Примерно так ведут себя в церкви те люди, в которых, как считается, вселился дьявол.

Нечистая сила нужна, чтобы воспитывать в верующих твёрдость духа

Идея о том, что нечистая сила может вселиться в человека, появляется в Новом Завете. При этом в оригинале применяется греческое слово «демон». В нём нет негативных коннотаций.

Если бы авторы Евангелия писали его на русском языке, то назвали бы этих существ не бесами или чертями, а духами — именно такое, нейтральное слово и употребляется в Библии:

Лук: 4:41

«Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос».

Слово «бесы» в тексте — это замена, которая произошла в синодальном переводе. В оригинале — демон. Если мы это поймём, то станет ясно, что сама ситуация одержимости выглядит не столь ужасно, как рисует наше воображение.

Представление о демонах как о нечистой силе сложилось из-за противопоставления христианской и античной религии.

Античные боги у христиан ассоциировались с гонениями и казнями, а значит, со всем плохим. Греки называли их демонами, так слово «демон» приобрело несправедливую негативную коннотацию.

В Новом Завете Спаситель часто изгоняет из людей духов
В Новом Завете Спаситель часто изгоняет из людей духов

В действительности же мы видим, что демоны не выказывают к Христу враждебности и слушают Его, понимая, свою подчинённую божественной силе природу:

Марка 9:25

«Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него».

А в Евангелии от Марка дух даже обращается к Спасителю с просьбой, которую тот сразу выполняет:

Марк. 5:2–13

«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море».

Это приводит к очевидному выводу, что нечистая сила — не зло. Она подчинена Богу и выполняет свою, быть может, не совсем ясную для человека функцию. Скорее всего, она — это инструмент Всевышнего для воспитания в человеке твёрдости духа.

Нечистая сила укрепляет в человеке твёрдость духа

Отличить болезнь от одержимости сложно

Хотя «бес» — славянское, и для нас этимологически неверное слово, всё же на одержимых принято говорить «бесноватый», а не, скажем, «демоноватый», что было бы правильнее. Словарь русского языка уже много лет поддерживает устоявшийся вариант.

Но будь то чёрт или демон, вопрос о том, связана ли одержимость с каким-то мыслящим существом, вселившимся в человека, остаётся открытым.

Анна-Элизабет Михель погибла из-за того, что вместо профессиональной медицинской помощи над ней проводили ритуалы экзорцизма
Анна-Элизабет Михель погибла из-за того, что вместо профессиональной медицинской помощи над ней проводили ритуалы экзорцизма

Например, обратите внимание на этот отрывок из Евангелия от Марка:

Марк 9:17–27

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

Хотя Иисус Христос здесь прямо заявляет, что перед ним — одержимый бесом, всё же есть основания в этом усомниться. Налицо все признаки обычной эпилепсии.

Нет ли в словах Спасителя иносказания, аллегории? Или, быть может, автор Евангелия от Марка так верил в беснование, что неверно передал происходившее?

Есть, над чем поразмыслить. Грань между болезнью и вероятностью причастности нечистой силы размыта. И подобная ситуация встречается везде, где речь заходит об одержимых.

Одержимые демонстрируют признаки психических заболеваний и иногда — сверхъестественные способности

На то, что человек может быть заражён злыми духами, указывают следующие признаки:

  • Он начинает бесноваться (матерщина, агрессия, состояние крайнего возбуждения);
  • Тело дёргается (судороги);
  • Представляется не собой, а каким-нибудь духом или умершей личностью;
  • Страх перед религиозной символикой (не обязательно христианской);
  • Стремление навредить себе (увечья или попытки самоубийства);
  • Речь на, казалось бы, неизвестных одержимому языках;
  • Прочие признаки психического помешательства (бред, галлюцинации, различные странности в поведении, навязчивые идеи);
  • Проявление сверхъестественных способностей (телекинез, пиромантия, левитация и др).

В других религиозных традициях и учениях симптомы могут отличаться. Скажем, у древних жрецов вселение в человека божественного существа сопровождалось экстазом, а у медиумов признак контакта — транс.

Отец Симеон проводит отчитку (изгнание бесов)
Отец Симеон проводит отчитку (изгнание бесов)

Но в каждой из этих ситуаций нельзя однозначно говорить о бесноватом человеке. Пожалуй, лишь если он в самом деле воспарит над кроватью, все сомнения можно отбросить. Все прочие странности поведения могут оказаться следствием психического расстройства.

Даже чужой язык больной вполне в состоянии воспроизвести, изъяв слова из подсознания.

Лучшая гарантия от одержимости — праведная жизнь

Когда мы говорим, что в человека вселился бес, то должны сделать правильный акцент. Проблема не в том, что в него что-то вселилась, а в том, что этот человек оказался уязвим для подобного рода существа.

У каждого из нас есть своего рода духовный иммунитет — это чистота веры, благодать. Под защитой Господа верующий недоступен подобным духам так же, как человек с крепким здоровьем легко устаивает против разного рода вирусов.

Если же одержимость случилась, то это симптом, но никак не сама проблема.

Конечно, можно человека спасти при помощи отчитки, но это не лучшее средство. Так о ней говорит протоиерей Дионисий Свенчиков:

Дионисий (Свечников)
протоиерей

«Кто-то считает ее “лекарством от всех болезней”, кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие — одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».

Поэтому отчитка — это как вырезать раковую опухоль: на время поможет, но вряд ли навсегда. К тому же не все священники приветствуют отичтку.

Отец Герман — священник, который регулярно проводит массовые отчитки
Отец Герман — священник, который регулярно проводит массовые отчитки

Рассказывает заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Малков:

Петр Малков
заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

«Мне доводилось читать статьи батюшек, которые не верят в существование бесноватых в принципе. Есть позиция Алексея Ильича Осипова, например, нашего известного профессора Московской духовной академии, публициста, лектора, человека очень уважаемого — при этом у него есть всякие, так сказать, спорные мнения, суждения, которые тоже подвергаются критике. И вот он считает, что в древней Церкви это было, но это исчезло — традиции отчитки, — скажем, так же, как, например, говорение на языках — был такой дар, который был у первых христиан в древней Церкви, а затем это всё ушло, это всё исчезло, и сейчас задача христианина — просто жить по-христиански, и через это можно бесовские силы победить. Но все-таки, как мы знаем — не всегда примеры преодоления вот этого беснования через отчитки — они в Церкви существуют».

Одержимому нужно пересмотреть свою жизнь и радикально её изменить, чтобы стать неуязвимым для разных духов.

Нужно радикально изменить жизнь к лучшему, чтобы справиться с одержимостью

А разве не бывает такого, чтобы нечистая сила вселилась в благочестивого человека? Точной статистики никто не ведёт. Есть лишь мнения.

Священник Святослав (Шевченко) говорит:

Святослав (Шевченко)
иерей

«Среди одержимых нередко бывают и преступники: насильники, убийцы, воры. Но не стоит удивляться, если с виду законопослушный и приятный человек вдруг окажется одержим дьяволом».

Как же так получается? Увы, мы не знаем.

Сама по себе тема одержимости — за гранью интересов Русской православной Церкви.

Ею занимаются не так много священников, и исчерпывающего представления обо всех нюансах этого состояния нет. Так что лучше жить в вере, дабы не ступать на зыбкую почву, где можно столкнуться с этим явлением.

В церкви одержимым плохо, но многие из них — просто больны и нуждаются в медицинской помощи

В православии есть обычные отчитки и массовые. При обычной священник служит молебен, пока одержимому человеку не станет лучше. Массовые же проводятся в церкви, где собираются все желающие.

В определённый момент многим людям становится плохо, они стремятся покинуть храм. Среди тех, кто остался, какая-нибудь «бесноватая» старушка может пасть на колени, жаловаться, что ей плохо, проклинать священника и просить его прекратить.

Многие прямо заявляют, что они явились из ада, дабы сообщить нечто жуткое и пугающее.

Кадр из фильма 1973 года «Изгоняющий дьявола», который сформировал много стереотипов об одержимости
Кадр из фильма 1973 года «Изгоняющий дьявола», который сформировал много стереотипов об одержимости

Увы, но среди этих людей большинство — позёры и безумцы. Лишённые внимания, люди приезжают получить его долю и покривляться. Некоторые насмотрелись ужастиков про одержимость и пытаются копировать киноштампы, чтобы произвести на окружающих впечатление.

Батюшки об этом знают, но продолжают искренне нести службу, поскольку даже если среди десяти симулянтов попадётся хотя бы один одержимый, молебен проводился не зря.

Перед отчиткой нужно обследоваться у нескольких психиаторов.

Снова рассказывает Пётр Малков:

Петр Малков
заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

«Многие из этих людей, которые рычат, пищат, визжат на самом деле никакие не бесноватые, а люди с серьёзными психическими расстройствами, которые требуют для себя медицинской помощи, которые требуют внимания специалистов, врачей, а отнюдь не обращение там к батюшкам, к старцам, и так далее, которые вот над ними будут совершать определённые священнодействия. И задача Церкви — как раз суметь отличить первых от вторых. То есть людей одержимых от людей, которые требуют медицинской помощи».

Поэтому, прежде чем обращаться к священнику с подозрением на одержимость, нужно провериться у нескольких психиатров на случай истерии, шизофрении, эпилепсии и ряда других заболеваний.

Отсутствие современного лечения и замена его ритуалами усугубят ситуацию, а в худших случаях приведут к летальному исходу. Такие случаи истории известны.

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *