Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Блаженны нищие духом

24.02.2019
124
Скачать эту статью

Заповеди блаженства — по христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, которые были произнесены им во время Нагорной исповеди. Эти заповеди дополняли десять заповедей Моисея.

Заповеди блаженства входят в Святое Евангелие и впоследствии вошли в богослужебное употребление.

10 Заповедей блаженства — по христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, которые были произнесены им во время Нагорной исповеди. Заповеди блаженства входят в Святое Евангелие и впоследствии вошли в богослужебное употребление
10 Заповедей блаженства — по христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, которые были произнесены им во время Нагорной исповеди. Заповеди блаженства входят в Святое Евангелие и впоследствии вошли в богослужебное употребление

Почему именно блаженства? Свое название они получили из предположения о том, что следование этим заповедям во время земной жизни приведет к вечному блаженству в вечной жизни. Для чего они были созданы?

Заповеди блаженства были даны христианам для того, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, чтобы приблизиться к Богу и иметь святость.

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Рассмотрим толкование некоторых заповедей блаженства, что значит каждая из них.

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Каково же значение фразеологизма? Может ли считаться добродетелью такое качество, как нищета духовная? Кто такие нищие духом?

Приведем пример, когда Иисус был в пустыне. Там его мучили, не кто иной, как дух дьявольский, который предлагал Ему соблазны, но они не имеют ничего общего с полнотой человеческой жизни.

Что же будет с человеком, если в нем все-таки возобладает дух дьявола? Обретет ли он блаженство, станет ли он счастливым? Нет, дьявол уведет его прочь от истины, запутает и собьёт с правильного пути.

Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

К счастью может привести только дух Божий, потому что он источник жизни на земле. Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

Значит также можно сделать вывод, чтобы человек был счастлив — нужно принять в себя Дух Божий, освободив для Него место в своей душе.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими
Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими

Нищета духа означает как бы смирение, видение истинного своего состояния. Как простой     нищий не имеет ничего, но одевается в то, что дадут, питается тем, что подадут. Мы должны понимать, все, что мы имеем, мы получаем только от Бога.

Можно быть совсем не бедным человеком, но быть нищим по духу своему, и со смирением принимать то, что нам дарует сам Бог, а также использовать это для служения Господу и людям.

Все дается нам только от Бога: здоровье, таланты, способности, и сама жизнь — исключительно дар Господа, за который нужно Его благодарить.

Борьба со своими грехами и стяжание добрых дел просто невозможно без смирения.

И все это делается только с помощью Божией.

Из этой заповеди можно сделать вывод: нищета духовная и смирение — это вовсе не слабость, а великая сила. Это и победа человека над самим собой, над искушениями демонами и различных страстей.

У первой заповеди есть и интересное окончание — «…ибо их есть Царство Небесное». Что это значит?

Это значит, что именно тем людям, кто будет иметь смирение в своем сердце, иметь ту самую нищету своего духа, обещается Царство Небесное. Люди, знающие все это, что все, что они имеют, не заслуга человека, а дар Божий, который обязательно нужно преумножать во спасение своей души.

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. В этой заповеди Иисус сопрягает понятия блаженства и правды.

Здесь правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть люди, которые называют себя правдоискателями. Они постоянно возмущаются порядками, везде ищут справедливости, пишут различные жалобы, вступают в постоянные конфликты.

Но не об этих людях говорится в данной заповеди.

В заповеди ясно сказано, что нужно желать этой правды, как необходимо иметь пищу и воду. То есть, нужно очень сильно желать, как голодный или как жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свою главную потребность.

Господь говорит:

ин 14, 6

«Я есмь путь и истина и жизнь».

Именно об этой правде и идет речь. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге. Только в нем истинный источник воды и Божественного хлеба, то есть Тело и Кровь Христовы.

Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». Именно об этой правде и идет речь в заповеди. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге
Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». Именно об этой правде и идет речь в заповеди. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге

Господь оставил нам свое слово, в котором изложил все Божественное учение, правда Божия. Он создал церковь и вложил все, что нужно человеку для спасения души. Также и храм — носитель правды и правильного знания о Боге.

Именно такую правду должен жаждать каждый человек, когда читает Священное писание.

Покаяние очень важно для каждого человека — об этом говорится во второй заповеди блаженства

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Кто такие блаженны плачущие?

Плач может быть вызван различными причинами, но не каждый плач человека, добродетель. Это должен быть плач о своих грехах. Покаяние очень важно, без него невозможно приблизиться к Богу, а грехи мешают этому.

Первая заповедь о смирении подводит каждого к покаянию, чтобы человек осознал свои грехи, покаяться в них. Святые отцы говорили, что покаяние — это второе крещение.

Господь примет каждого, кто приходит к Нему с мольбами. Именно Господь дает человеку возможность осознать свои грехи и испросить за них прощения. Недаром святые отцы говорили, что покаяние — это второе крещение.

Блаженными слезами можно назвать и те, что и слезы сострадания к нашим ближним, когда человек проникается горем и старается помочь.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Кто такие — блаженны чистые сердцем?  Это те, кто с чистой душой, умом, свободный от греховных желаний и мыслей. Каждый грех начинается с какого-либо помышления. Поэтому необходимо избегать греха и воздерживаться даже о мысли о нем.

В слове Божием было сказано, что из сердца человеческого исходят злые помыслы, убийства, кражи, лжесвидетельства.

Сам человек не может никого не лишать жизни, но может пылать ненавистью к людям, и чем хуже, желать им смерти. Именно так он будет разрушать свою душу, а впоследствии может дойти и до убийства.

Не только телесная нечистота считается грехом, но и нечистота духовная.

Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, а соответственно и нечистую душу, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов.

Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов
Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов

Господь говорил:

Мф 6, 22–23

«Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно».

Чистое око  — это чистота, святость мысли и намерений человека. А где око и сердце ослеплено — то там уже находятся темные помышления, которые станут темными делами. Только тот человек, который имеет чистую душу и сердце, может приблизиться к Богу.

Седьмая заповедь блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Это заповедь для того, чтобы иметь мир со всеми людьми, а примирение всех враждующих — высоко ценится в Святом Евангелии.

Высоко ценится в Святом Евангелии — примирение со всеми людьми, примирение всех враждующих. Все это говорит нам еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
Высоко ценится в Святом Евангелии — примирение со всеми людьми, примирение всех враждующих. Все это говорит нам еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Именно такие люди и называются сынами Божиими. Почему именно так?

Потому что мы все — чады Господа, творения Его рук. Ведь так приятно видеть, что в семье все живут мирно, в любви и согласии. И как наоборот горестно видеть то, когда присутствуют ссоры, вражда между близкими друг к другу людьми.

Также и человек, который хранит в своей семье мир и покой, примиряется с враждующими людьми — приятен Богу, имеет и благословение от Господа. Такой человек будет получать от Него радость, спокойствие и счастье в душе.

Очень часто сами миротворцы называют  себя сынами Божиими, потому что сподобляются самому Сыну Божию, Спасителю, который примирил всех людей с Богом.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное — восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Мы помним, что Истина — это сам Бог. Он также и называется — Солнцем правды.

В этой заповеди как раз и говорится о стеснениях, гонениях за правду Божию. Можно сказать, что весь путь христианина — это путь воина Христова. Путь этот очень сложный и трудный. Но, это единственная дорога, которая приведет ко спасению, потому что иного пути просто не дано.

Жить в постоянно бушующем и враждебном мире, для христианина очень тяжело.

Но даже если и нет гонений, то жить по заповедям Божиим, трудиться для Господа очень непросто. Как говорится, проще всего жить и быть как все, брать от жизни только самое лучшее. Но этот самый путь приведет к погибели. Очень многие люди идут именно туда, и это не должно смущать настоящего христианина.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что нужно жить не как все живут, а как велит сам Господь Бог, потому что весь мир лежит во зле, с Богом только и будет спасение. Именно поэтому гонимым за правду в этой заповеди Господь обещает Царствие Небесное.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что нужно жить не как все живут, а как велит сам Господь Бог, потому что весь мир лежит во зле, с Богом только и будет спасение
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что нужно жить не как все живут, а как велит сам Господь Бог, потому что весь мир лежит во зле, с Богом только и будет спасение

Все заповеди блаженства, сделавшие человека — кротким, жаждущим всякой правды, милостивым, миротворцем, терпящим всякую скорбь — все это ради любви человека к Богу и ближнему.

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X