Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Блудный сын

13.01.2019
3 487

Когда Иисус Христос проповедовал в Галилее, к нему пришли книжники и фарисеи. Они выражали своё недовольство тем, что Он ест с мытарями и грешниками, которым обещает Царство Небесное.

По мнению книжников и фарисеев, такой чести достойны только люди, знающие все законы и ведущий строгий, религиозный образ жизни.

В ответ на их ропот Спаситель рассказал несколько притчей о потерянном и приобретённом. Среди них ― притча о блудном сыне, которая говорит о том, что Бог всегда ждёт раскаявшихся грешников, как Отец ждёт заблудшего сына.

Историю о блудном сыне можно найти в Евангелие от Луки

Притча о блудном сыне содержится в 15-ой главе Евангелия от Луки. При цитировании притчи необходимо ссылаться на Лк. 15: 11-32. Евангелие от Луки является анонимным, но Церковь считает, что его автор — евангелист Лука.

Он апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, святой. Его почитают в качестве автора одного из четырёх Евангелий, а также Деяний святых апостолов.

 Иллюстрация из Остромирова Евангелия. Надпись сверху: «Сим образом телячим Дух Святой явился Луке». На книге: «От Луки Святого евангелия чтение». Святой евангелист Лука в своём Евангелии поместил притчу о блудном сыне, рассказанную Христом.
Иллюстрация из Остромирова Евангелия. Надпись сверху: «Сим образом телячьим Дух Святой явился Луке». На книге: «От Луки Святого евангелия чтение»

Святой евангелист Лука в своём Евангелии поместил притчу о блудном сыне, рассказанную Христом.

Неизвестна его национальность. Некоторые источники утверждают, что он грек или сириец. Однозначно известно, что он работал врачом.

Лука входил в числе 70 апостолов, которых допустили на первую проповедь Христа о Царствии Небесном. Её Спаситель произнёс незадолго до восшествия на Голгофу.

Евангелие от Луки — это одно из 4 Евангелий, признанных Церковью каноническими.

Евангелие от Луки — одно из четырёх евангелий, признанных Церковью каноничными. Непосредственно саму историю о сыне, покинувшем отчий дом и раскаявшемся в этом, Лука поместил в 15 главу этого Евангелия.

Она входит в число трёх притч, которые рассказа Христос книжникам и фарисеям, которые выступали против того, что Он принимал грешников и ел с ними.

Христос среди народа. К.В. Лебедев. 1901 год. Иисус Христос во время своих проповедей общался с грешниками, ел с ними и обещал им Царство Небесное. Книжники и фарисеи роптали против этого.
Христос среди народа. К.В. Лебедев. 1901 год. Иисус Христос во время своих проповедей общался с грешниками, ел с ними и обещал им Царство Небесное. Книжники и фарисеи роптали против этого

Это считалось немыслимым в религиозной среде того времени. Грешники считались нечистыми. Они изгонялись, и с ними запрещалось общаться верующим и тем более религиозным лидером.

Им считался Христос, ведь в Евангелиях его неоднократно называют «равви» или учитель. Кроме того, Иисус проповедовал в синагоге и Иерусалимском Храме, что дозволено только представителям религии.

В причте блудный сын, уйдя из дому, раскаялся в своём поступке и вернулся, отец же его с радостью принял

3 притчи, Христос рассказал книжникам и фарисеям

Притча о блудном сыне входит в состав трёх притч, которые Иисус Христос рассказал книжникам и фарисеям во время своих проповедей.

Первая притча говорит о потерянной овце, вторая говорит о потерянной драхме, а третья о потерянном (блудном) сыне. Все повествуют о пропаже, её поиске и радости обретения.

 Христос и фарисеи. К. Лебедев. 1852-1916 год. Христом рассказал книжникам и фарисеям три притчи, говорившие о том, что Господь приметь к Себе любого раскаявшегося грешника.
Христос и фарисеи. К. Лебедев. 1852 — 1916 год. Христом рассказал книжникам и фарисеям три притчи, говорившие о том, что Господь приметь к Себе любого раскаявшегося грешника

Все эти притчи иллюстрируют милосердие Божие, способное даровать прощение всем тем грешникам, которые обратятся с раскаянием к Нему. Главные персонажи здесь: отец, старший сын и блудный сын.

Отец воплощает в себе Отца Небесного, старший сын — это самоправедный верующий, а младший и блудный сын символизирует собой верующего, отступившего от Бога и обращающегося к Нему о прощении. Блудный сын вернулся к отцу, и он его простил, так и Бог прощает раскаявшихся грешников.

Текст притчи о блудном сыне небольшой, и его можно полностью пересказать

Текст притчи относительно небольшой и его можно пересказать полностью. Он следующий. Один человек имел два сына. Младший сын однажды сказал отцу:

«Отец! Дай мне следуемую мне часть имения».

Отец решил исправить просьбу сына.

Прошло немного дней, и младший сын собрал всё причитающееся ему имущество. Он пошёл в дальнюю страну и ста там жить.

Здесь он вёл распутный образ жизни и растратил всё своё имущество. Когда же он расточил имение, в стране настал великий голод и блудный сын стал нуждаться.

 Босх. Блудный сын (ПУТНИК). 1510 год. Блудный сын, забрав причитающееся ему после смерти отца имущества, ушёл из дому. Он странствовал, ведя распутный образ жизни. Растратив всё имущество, он голодал.
Босх. Блудный сын (ПУТНИК). 1510 год. Блудный сын, забрав причитающееся ему после смерти отца имущества, ушёл из дому. Он странствовал, ведя распутный образ жизни. Растратив всё имущество, он голодал

Он голодал и искал пропитание. Поэтому он пристал (присоединился) к одному жителю той страны. Тот отправил его на свои поля работать свинопасом.

Так как блудный сын не имел пищи, он с голоду хотел питаться теми рожками, которые ели свиньи. Их ему тоже никто не давал.

Тогда блудный сын вспомнил об отце и раскаялся в своём поступке. Он подумал:

«сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода»!

Он решил пойду к своему отцу и скажу:

«отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отец сам встретил блудного сына, пал на его шею и начал целовать

И пошёл блудный сын к отцу своему. Когда он ещё не подошёл к своему дому, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу своему сыну, пал на шею ему и начал целовать. Сын же стал говорить ему:

«отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим…»

 «Возращение блудного сына», Рембрандт Хармс Ван Рейн, ок. 1666 года. Увидев блудного сына, его отец кинулся на шею, стал плакать и целовать его.
«Возращение блудного сына», Рембрандт Хармс Ван Рейн, ок. 1666 года. Увидев блудного сына, его отец кинулся на шею, стал плакать и целовать его

Отец же приказал своим слугам принести лучшую одежду и одеть его. Кроме того, он повелел надеть на своего сына перстень и обувь. После этого отец заколол для него откормленного телёнка и сказал:

«… станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся!»

И начался пир.

Старший же сын в это время шёл с поля. Он услышал, что дома поют и ликуют и спросил у одного из слуг, что там происходит. Слуга ответил, что вернулся его брат. В честь этого отец велел заколоть откормленного телёнка. Он рад, что видит его здоровым.

Видеоролик: Притча о блудном сыне, Автор сценария Олег Козырев, режиссер-постановщик Сергей Антонов. В мультфильме передаётся полное содержание притчи о блудном сыне.

Старший сын на это рассердился и не желал входить в дом. Отец сам к нему вышел и стал его звать. Но он стал отцу выговорить, что он много лет служит ему и никогда не нарушал его приказаний.

Отец же не дал старшему даже козлёнка, чтобы он мог повеселиться со своими друзьями. При этом для вернувшегося младшего сына, беспутно растратившего совоё имение, он заколол откормленного телёнка!

На это отец сказал ему:

«сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое…»

Он также указал ему на то, что ему надлежит радоваться, что брат его вернулся. На этом притча заканчивается, и окончание этой истории в притче не приводится.

Что значит образ блудного сына, говорится ещё в Талмуде

Историки и богословы считают, что первоисточник притчи Иисуса о блудном сыне находится в идее иудаизма о раскаянии.

Ещё мудрецы Талмуда указывали на раскаяние как весьма важном факторе для человека. По их мнению, Бог создал раскаяние, именно поэтому оно достигает трона Господня.

Бог создал раскаяние, именно поэтому оно достигает трона Господня.

В результате раскаяния может продлевается человеческая жизнь, а сам человек избавляется от мук совести.

Как сын не стыдиться вернуться к отцу, который его любит, так и Бог побуждает Израиль не стыдится раскаяния.

 Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885 год. Господу дорог каждый человек как сын. Он проявляет прощение и сострадание к каждому, но грешник должен раскаяться, чтобы получить прощение
Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885 год. Господу дорог каждый человек как сын. Он проявляет прощение и сострадание к каждому, но грешник должен раскаяться, чтобы получить прощение

Если же говорить об основном содержании и значении притчи, то оно состоит из нескольких постулатов:

  • для Бога каждый человек как сын и поэтому он Ему так же дорог как дорог отцу вернувшийся блудный сын;
  • необходимо уметь прощать и проявлять сострадание к тому, кто просит о нём и в нём нуждается более всего;
  • необходимо раскаиваться в своих плохих поступках, как раскаялся блудный сын, тогда Бог примет к себе грешника, как принял его отец.

Таким образом, что значит притча о блудном сыне, верующему человеку достаточно несложно понять. При этом существует более глубокое её толкование. Оно даётся православными богословами.

Православная церковь толкует притчу о блудном сыне наиболее полно

Кроме короткого очевидного толкования притчи о блудном сыне, Православная церковь даёт и широкое её толкование. Оно включает в себя не только богословские, но и исторические аспекты.

Они позволяют максимально полно понимать, почему Христос рассказал её книжникам и фарисея и что Он при этом имел в виду.

Видеоролик: Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии, священника Валерия Духанина на Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери Николо-Угрешского монастыря.

На 15 минуте автор говорит о том, что потребовав причитающееся ему по наследству имущества, блудный сын тем самым показал, что родной отец ему не нужен.

 Переселение Авраама. Йожеф Молнар. 1850 год. У древних евреев главой семьи признавали отца-патриарха. Ему принадлежало всё имущество семьи и он распоряжался наслелдством.
Переселение Авраама. Йожеф Молнар. 1850 год. У древних евреев главой семьи признавали отца-патриарха. Ему принадлежало всё имущество семьи и он распоряжался наследством

В древнееврейской деревне главой семьи признавали отца. Его имущество наследовали дети, но получить его они могли только после его смерти.

Кроме того, он мог также выделить часть своего имущество только сыну, который хотел жить со своей семьей. Потребовать своей доли сын не мог, это — верх хамства.

Еврей никогда не стал бы пасти свиней, так как свинья в иудаизме нечистое животное.

Живя на чужбине, блудный сын транжирит причитающуюся ему часть наследства. Своим поведением он позорит отца. В результате он нанимается пасти свиней.

В иудаизме свинья нечистое животное и никакой еврей этим бы заниматься не стал. Это позор и еврею лучше умереть с голоду, чем заниматься этим.

Плоды рожкового дерева еврей ели только в самый сильный голод

Кстати, рожки — это плоды рожкового дерева, которые евреи ели, только в самое голодное время. Даже их ему не давали.

Естественно, что блудный сын, осознав глубину своего падения, боится показаться на глаза своему состоятельному отцу. У него один путь — наняться к нему в батраки.

Отец же сам кидается к вернувшемуся сыну на шею, плачет и целует его. Он должен избить его или же не пускать в дом несколько дней, а он так не поступает.

Кроме того, отец одевает его в одежды, надевает на него перстень — символ власти, и закалывает в его честь теленка. Этим он восстанавливает в правах наследства.

 Семена в бобах рожкового дерева. Плоды рожкового дерева древние евреи ели только в самый сильный голод. Блудный сын не имел даже их перед своим возвращением домой.
Семена в бобах рожкового дерева. Плоды рожкового дерева древние евреи ели только в самый сильный голод. Блудный сын не имел даже их перед своим возвращением домой

Старший сын также не отстаёт от младшего. Он упрекает отца в том, что он честно на него трудиться, но не видит от него награды.

При этом говорит о том, что отец не дал ему даже козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями. При этом древние вереи готовили козлёнка на поминках.

Эта историческая подоплёка, помогающая понять смысл притчи.

Блудный сын — язычники, старший сын — евреи, отец — это Бог

Обычно в православии притчу о блудном сыне толкуют как символ возвращения грешного человека к Богу. Это не единственный символ. Верующие могут уловить ещё другой смысл этой истории, более глубокий.

 «Нагорная проповедь». К.Г. Блох. 1877 год. Иисус Христос пришёл на землю избавить человечество от первородного греха и открыть ему врата в Царство небесное. Это всегда подчёркивается всего проповедях
«Нагорная проповедь». К.Г. Блох. 1877 год. Иисус Христос пришёл на землю избавить человечество от первородного греха и открыть ему врата в Царство небесное. Это всегда подчёркивается всего проповедях

Дело в том, что всегда необходимо помнить о том, что Иисус пришёл на землю очистить человечество от первородного греха и открыть ему ворота в Царство небесное.

При этом евреи заключили с Богом завет (договор) и поэтому Иисус обращался, в первую очередь к ним, проповедуя новую веру.

Таким образом, в притче отец — это Бог, блудный сын — язычники, то есть Божьи дети, ушедшие от Него, в старший сын — народ Израиля.

Таким образом, второй смысл притчи состоит в том, что Бог готов принять в свои объятия всех людей, вне зависимости от нации.

Это утверждение так злило евреев, что они однажды вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить Его в пропасть (Лк. 4:29.).

 Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей со скрижалями законов. 1659 год. Бог заключил с еврейским народом через пророка Моисея договор ― Завет. Народ же Израиля нарушил заповеди, данные ему Богом. Поэтому Он послал Иисуса даровать новый Завет, чему не верят книжники и фарисеи, говоря о богоизбранности еврейского народа.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей со скрижалями законов. 1659 год

Бог заключил с еврейским народом через пророка Моисея договор ― Завет. Народ же Израиля нарушил заповеди, данные ему Богом.

Поэтому Он послал Иисуса даровать новый Завет, чему не верят книжники и фарисеи, говоря о богоизбранности еврейского народа.

Дело в том, что книжники и фарисеи утверждали, что евреи богоизбранный народ. Они призывали чётко знать все законы, данные Богом, и вести праведную жизнь, демонстрируя это внешне. Язычники же, по их версии приговорены к гибели.

Для того чтобы показать, что Господь примет в судный час к себе всех раскаявшихся грешников, Христос и рассказал три притчи. Все они говорят о потерянном и найденном, где потерянное — грешник, а найденное — раскаявшийся, который войдёт в Царство Небесное.

Неделя о блудном сыне — часть подготовки к Великому посту

В православии притча о блудном сыне является часть богослужения. Это второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту и называется она Неделя блудного сына. Оно следует после Недели о мытаре и фарисее. Ей предшествует Неделя о Страшном суде.

Видеоролик: Архиерейское богослужение в Неделю о блудном сыне. На 21 минуте 06 секунде священник говорит о том, что отец блудного сына принял его, и ему было достаточно того, что его сын вернулся к нему.

В этот день на литургии читают Евангелие от Луки, зачало 79 (Лк. 15: 11-32), притчу о блудном сыне.

Кстати, «неделя» на церковно-славянском означает воскресенье. Кроме того, в церковных песнопениях в этот день приводится пример всепрощение отца блудного сына. Это символ беспредельного Божьего милосердия к кающемуся грешнику.

На Неделе блудного сына поют 136-ой псалом.

Во время проповедей на этой неделе священники говорят о том, что никакой грех не в силах победить человеколюбие Божие.

Именно поэтому грешник, сокрушаясь о своих грехах, никогда не должен отчаиваться. Для этой недели, как для мясопустной и сыропустной, характерно пение на утрени 136-го псалма с аллилуйею красною.

Видеоролик: пение и 136 псалма «На реках вавилонских». 136 псалом поют на Неделе блудного сына.

Он должен напомнить грешникам о том, что они находятся в плену у Диавола и греха. Именно так каялись иудеи, пребывая в вавилонском плену.

Кроме того, в Неделю блудного сына поётся также особая «катавасия Триоди» — особая часть богослужения, которая идёт после кондака.

После этой недели начинается мясопустная седмица, то есть пост, без вкушения мяса. Чтение канона Богородице и междучасия на повечериях в эту седмицу отменяется.

Образ блудного сына широко распространен в искусстве

История о блудном сыне давно волнует представителей искусства. Сюжет притчи использовали многие литераторов для написания литературных произведений.

Художники также широко используют его в своём творчестве. По нему снимаются кинофильмы, ставятся театральные постановки, пишутся оперы.

 Блудный сын. Джеймс Тиссо. 1882 год. Сюжет притчи о блудном сыне популярен среди художников и других деятелей культуры. На него пишут картины, снимают фильмы, ставят оперы.
Блудный сын. Джеймс Тиссо. 1882 год. Сюжет притчи о блудном сыне популярен среди художников и других деятелей культуры. На него пишут картины, снимают фильмы, ставят оперы

В обычно же жизни под блудным сыном понимают человека, который ища новой жизни, покинул отчий дом или же коллектив.

Затем, раскаявшись, он вернулся. Этот фразеологизм также часто встречается в художественных произведениях, но, в отличие от притчи, он не носит религиозного смысла.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *