Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Духовная брань

Для современного человека, не имеющего христианского религиозного образования, такое понятие как «духовная брань» может ассоциироваться с совсем далекими от истины понятиями.

Первая ассоциация, которая может прийти на ум, что духовная брань — это какая-либо ругань. Здесь легко ввести себя в заблуждение, так как эти два слова синонимы. К тому же есть множество цитат и фразеологизмов, подтверждающих это, но в контексте христианской религии — это не так. Брань — это противостояние, борьба с тем, что вредно, пагубно и губительно.

Кто-то предположит, что речь идет о необходимости самосовершенствования, скажем нравственного — это, от части, верно. Если сказать, что духовная борьба — это борьба со страстями — то это то же не верно, так как страсть — врожденные инстинкты. Таким образом, что такое духовная брань в православии и в чем её цели — понятие неопределенное и малопонятное.

Духовная борьба. Невидимая и мысленная брань

Духовная брань или духовная борьба — это неотъемлемая часть Православной аскетики и духовной жизни монашества, принадлежащей ей уже многие века. Она познается путем непосредственного участия в ней, что есть подвиг для православного христианина.

Ведь цель этой борьбы — достижение христианского совершенства, что есть сближение и пребывание в связи с Богом. Инструментами ведения борьбы служат Невидимая и Мысленная брань.

Чем продолжительнее ваша брань, тем блистательнее венец. Раз или два победив раздражительность и похотливость, эти страсти из всех мучительнейшие, не давай себе покоя и не думай, что победил ты совершенно и стал свободен от всякой борьбы.

Но и после самой великой победы бодрствуй и заботься, чтобы не утратили славы прежние победные памятники.

Ибо многие, не говорю, трижды, но тысячекратно одержав победу, впоследствии стали добычею врагов, и после многих победных торжеств, отводимые в плен, представляли из себя жалкое зрелище .

(Ис.Пе. 63, 226–227)
Исидор Пелусиоп, монах-аскет, настоятель монастыря на Пелусиотской горе в Египте, ученик святителя Иоанна Златоуста
Исидор Пелусиоп, монах-аскет, настоятель монастыря на Пелусиотской горе в Египте, ученик святителя Иоанна Златоуста

Невидимая брань — это процесс борьбы человека со своими страстями, грехами, который проходит на внутреннем (духовном) уровне. Он начинается с самопознания своих грехов и страстей, их признание — это приводит к духовному кризису, преодолев который, человек получает «покаяние», что дает ему внутренний покой.

Если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани и сподобиться достодолжного за то венца, (надлежит) водрузить в сердце своем следующие четыре расположения и духовные делания, как бы облещись в невидимые оружия, самые благонадежные и всепобедительные, именно:

а) никогда ни в чем не надеяться на себя;

б) носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на единого Бога;

в) непрестанно подвизаться и г) всегда пребывать в молитве.

Никодим Святогорец
греческий монах

Пройдя вышеперечисленные ступени борьбы, человек может приступить к мысленной брани («Умное делание»). Это изменения в уме, механизме мышления, после которых человек начинает более глубокие измышления, выходящие за рамки зримого и осязаемого.

Возможно это только путем воздержаний, молитвы, самоограничения. Мысленная брань — показатель высокого уровня духовного развития человека.

Послушай, как должно вести каждочасно действующую в нас брань, и поступай так: с трезвением сочетавай молитву, — и будет трезвение усиливать молитву, а молитва трезвение.

Трезвение, непрестанно назирая за всем внутри, замечает, как враги покушаются войти туда, и, заграждая им по силе своей вход, призывает в то же время на помощь Господа Иисуса Христа, чтобы Он прогнал этих лукавых воителей.

При этом внимание заграждает вход посредством противоречия; а призываемый Иисус прогоняет демонов с мечтаниями их.

Филофей Синайский
преподобный

Иоанн Лествичник и Никодим Святогорец — отражение духовный борьбы в литературе

Процесс духовной борьбы нашел своё отражение во множестве литературных работ святых отцов, наиболее полными и исчерпывающими можно назвать:

  1. «Лествица» — сочинение Иоанна Лествичника.
  2. «Невидимая брань» — Никодима Святогорца.

Иоанн Лествичник — христианский богослов, родился в Константинополе в 579 году, был хорошо образован. В юности переехал в Египет, где был пострижен в монахи.

После смерти своего наставника — старца Мартирия — в послушании, у которого Иоанн был около 19 лет — избрал путь отшельника и провел 40 лет своей жизни в пустыни Фола.

В возрасте 65 лет был избран игуменом Синайского монастыря, где и скончался через 4 года в 649 году.

Иоанн Лествичник на новгородской иконе XIII века
Иоанн Лествичник на новгородской иконе XIII века

В своем сочинение Иоанн показал духовные и аскетические традиции в египетских монастырях, что позволило ему описать путь к духовному совершенствованию христианина — 30 ступеней добродетелей, восходя по которым можно достичь духовного совершенства. Эти ступени можно представить так:

  • борьба с мирской суетой (ступени 1 — 4);
  • скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5 — 7);
  • борьба с пороками (ступени 8 — 17);
  • преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18 — 26);
  • душевный мир (ступени 27 — 29);
  • союз трех главных добродетелей (ступень 30).
Лествица райская (византийская икона). Путь к духовному совершенству.
Лествица райская (византийская икона). Путь к духовному совершенству

Никодим Святогорец — афонский монах и богослов, родившийся в 1749 году на острове Наксос в Греции, толкователь Канонов Православной Церкви. Получил образование в городе Смирне, изучал древней греческий, латинский языки.

В возрасте 26 лет был пострижен в монахи на полуострове Афон. Автор множества работ и руководств, например, толкований к «Пидалиону».

Никодим Святогорец, автор «Невидимой брани»
Никодим Святогорец, автор «Невидимой брани»

В его книге «Невидимая брань», можно обозначить основные принципы духовной брани:

  • отречение от себя. «Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеется на самих себя»;
  • надежда на Господа. «Полное и все дерзновенное упование на Бога»;
  • непрерывная борьба. «Подвизаться за веру».

Так же в книге показывают этапы духовной жизни на пути к спасению, говорится о грехах, лукавств бесов и как им противостоять.

У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность.

Воюющие с нами невидимы.

Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние.

(Еф.Си. 30, 232)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *