Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

В меня вселился бес — или мне кажется?

«В меня вселился бес», — жалуется старушка священнику и просит провести отчитку. Неспроста же она об этом заговорила. Может, есть смысл провести службу, погонять бесов? Почему священники не спешат на помощь бесноватым? Причин немало. Но поговорим обо всём по порядку.

Бесы — существа непонятной природы, но это явно не враждебные Богу силы

Существуют ли бесы в принципе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Дело в том, что люди начали описывать наш мир ещё задолго до появления христианства. И описания эти примерно одинаковы.

Убеждение о том, что есть некая враждебная Богу сила, пришло из зороастризма и постепенно укоренилось в сознании верующих других монотеистических религий. Однако в корне этой идеи лежало культурное противостояние иранских и индийских народов.

Стереотипное изображение беса

Если вы помните, то в древние времена были определённые этносы и их боги.

Война народов — это противостояние не только людей, но и выяснение того, чьи же боги сильнее. Поэтому издревле категория «злых существ» — это просто «не наши» боги, но никак не какой-то там дьявол и его слуги.

Раньше богов делили на «своих» и «чужих». Чужие и «стали» нечистой силой.

Практически все народы понимали, что Бог один, он главный, конкурентов и врагов у Него быть не может.

Мы можем заметить на примере еврейского народа, как божеств их соседей (и собственных божеств тоже) постепенно демонизировали.

Если бесы существуют, то только как некие духовные болезни человека

Зато многие религии знают существ, которые негативно настроены по отношению к человеку. Такие и вселиться могут и в делах какую-то пакость сделать

Но это даже не вопрос отношения. Бес — это не обязательно кто-то, кто нас люто ненавидит. Он скорее выполняет свою функцию. Какую? Многие православные убеждены, что бес — это симптом того, что человек ведёт непорядочную жизнь.

То есть, когда в тебя вселился бес, это повод заняться своей жизнью, но никак не экзорцизмом. И вселяется этот бес не вопреки Божьей воле, а по Его собственному замыслу. Собственно, именно это демонстрирует нам Священное Писание.

В Библии рассказывается, как Иисус Христос лечил бесноватых и общался с ними уважительно

Если бы бесы были бы противным Богу порождением дьявола, Иисус мог бы их уничтожить при встрече, либо напугать. Однако самый известный эпизод общения Спасителя показывает, что у них далеко не враждебные отношения:

«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.Паслось же там при горе большое стадо свиней.

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море».

(Марк. 5:2–13)

Спаситель выполняет просьбу беса. Уже это должно подстегнуть вдумчивого человека переосмыслить своё отношение к тому, что мы привыкли называть нечистой силой.

Иисус Христос велит бесам покинуть одержимого (гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда)
Иисус Христос велит бесам покинуть одержимого (гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда). Фото: myisrael.at.ua

И дальше в Евангелии мы видим, что Иисус Христос повелевает бесами:

«Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него».

(Марк. 9:25)

Зато когда апостолы пытаются излечить одержимого, тот смеётся над ними и прямо сообщает, что такие полномочия есть только у Христа.

Кроме того, в Евангелии мы можем увидеть, что бесами часто именуют заболевания. Например, эпилепсию. Это говорит о том, что и то и другое — это именно болезнь. А болезнь часто — следствие неправильного образа жизни.

Бесы не могут исповедоваться, потому что им не в чем

Один из забавных вопросов, которыми пытаются поставить в тупик священников, звучит так: «Могут ли бесы покаяться?».

Но чтобы покаяться, нужно согрешить. А в чём грех того, кто выполняет свою роль? Хирург же не виноват в том, что режет людей. Он делает это для их блага.

Тигр ловит добычу не потому, что злой, а потому, что следует задумке природы.

Бесы следует замыслу Божьему и выполняют функцию вроде болезни.

А вот человек отступил от своей главной задачи — стать хранителем, хозяином, пастухом этого мира, как требует Бог в книге Бытия. И с тех пор люди движутся по греховному направлению.

Потому кается должен тот, кто противоречит задумке Бога. На счёт бесов такой информации нет.

Падших ангелов выдумали авторы апокрифов и писатели

Есть заблуждение, будто бесы — это падшие ангелы, которые восстали против Бога. Это всё глупости. Такой истории не было ни в Библии, ни в Священном Предании. Она возникла в апокрифе под названием Первая книга Еноха.

В этом тексте вольно интерпретирован античный миф о Прометее. В него добавлены местные еврейские верования. Получился этакий гибрид.

История о падших ангелах появилась не в христианском учении, а в апокрифах и художественной литературе (Иллюстрация Г.Доре к поэме «Потерянный рай»)
История о падших ангелах появилась не в христианском учении, а в апокрифах и художественной литературе (Иллюстрация Г.Доре к поэме «Потерянный рай»). Фото: upload.wikimedia.org

Первую книгу Еноха христиане не признают, но отчего-то любят ссылаться на этот миф, хотя на то нет оснований.

«Падшие ангелы» обязаны своей известностью двум произведениям — «Божественная комедия» и «Потерянный рай». Именно в этих творениях изложены те идеи, которые по сей день вводят в заблуждение многих людей.

В Библии нет даже слова, которое бы указывало на злых сущностей

А как же быть с демонами, чертями и бесами?

Никита, побивающий беса, икона, фрагмент

Ну, хорошо. Если ли Новом Завете, где упомянуты подобные существа. Можете действительно поискать, но лучше не надо. И беса, и чёрта там не найти. В греческих оригиналах используют слова «демон» и «дух». Это нейтральные слова.

Демонами греки даже собственных богов называли. Просто неприятие христианами языческой традиции наложило свой отпечаток. «Демон — значит языческое, то есть что-то плохое», — рассуждали на заре христианства.

Потому сегодня имеем то, что имеем. Переводчики разбавили язык оригинала «бесом» и «чёртом», но «бес» — этимологически вообще неудачный выбор слова. Чёрт — самое подходящее. Точнее, было бы самым подходящим, если бы мы конкретизировали, о каких именно существах говорим.

Отец Симеон проводит отчитку (изгнание бесов)
Отец Симеон проводит отчитку (изгнание бесов). Фото: i.ytimg.com

Кто такие бесы? Кто видел бесов? О ком именно мы говорим? О красных рогатых чудищах с трезубцами из мультиков диснея? О козлообразном антропоморфном существе из сказки Пушкина? Конкретики нет. И быть не может. Есть голая концепция, в которую обычно не углубляются.

А фактически в Библии на месте бесов — слепое пятно. Если читать так, как сказано, то в больном человеке некий дух. Иисус Христос приказывает духу уйти. Вот и вся картина. Веет ли от неё сатанинским злом? Нет, конечно.

Многие бесноватые — просто психически больные люди

Но случается, что вселяется бес в человека? Обычно одержимые бесами оказываются просто психически больными людьми. Вот, что рассказывает заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Малков:

«Многие из этих людей, которые рычат, пищат, визжат на самом деле никакие не бесноватые, а люди с серьёзными психическими расстройствами, которые требуют для себя медицинской помощи,

которые требуют внимания специалистов, врачей, а отнюдь не обращение там к батюшкам, к старцам, и так далее, которые вот над ними будут совершать определённые священнодействия.

И задача Церкви — как раз суметь отличить первых от вторых. То есть людей одержимых от людей, которые требуют медицинской помощи».

Пётр Малков
теолог

А как же то, что им причиняет боль святая вода? Вообще, есть такие заболевания, когда и церковь не пойдёшь, и креста испугаешься. Психика — вещь тонкая. Человек может всерьёз верить в свою одержимость.

Ритуальные действия по изгнанию лишь только усугубят его состояние. Поэтому всё больше священников высказываются против отчитки.

Пётр Малков продолжает:

«Мне доводилось читать статьи батюшек, которые не верят в существование бесноватых в принципе. Есть позиция Алексея Ильича Осипова, например, нашего известного профессора Московской духовной академии, публициста, лектора, человека очень уважаемого — при этом у него есть всякие, так сказать, спорные мнения, суждения, которые тоже подвергаются критике.

И вот он считает, что в древней Церкви это было, но это исчезло — традиции отчитки, — скажем, так же, как, например, говорение на языках — был такой дар, который был у первых христиан в древней Церкви, а затем это всё ушло, это всё исчезло, и сейчас задача христианина — просто жить по-христиански, и через это можно бесовские силы победить.

Но все-таки, как мы знаем — не всегда примеры преодоления вот этого беснования через отчитки — они в Церкви существуют».

Пётр Малков
теолог

Последствия отчитки могут быть катастрофическими для больного человека. Показателен случай Анны-Элизабет Михель, которая скончалась после нескольких десятков сеансов экзорцизма.

Просто Анна нуждалась не в священниках, а в квалифицированной медицинской помощи.

Католики пошли более осторожным путём. Сейчас требуется и медицинское освидетельствование и участие нескольких священников и разрешение от высших церковных структур для проведения ритуала эзорцизма над одним человеком.

Православие в этом смысле на шаг позади. У нас по расписанию проводят массовые отчитки. Люди приходят, лают, воют и всячески усугубляют свои психические недуги.

Определённо, бесы есть, но избавляют от них благочестивой жизнью, отчитка — радикальный метод

Так как же отличить одержимого от больного? Лучше не пытаться самостоятельно ставить диагноз. Консультация у нескольких квалифицированных психиатров — мера обязательная, прежде чем обращаться к священнику.

Важно понимать, что батюшка — не врач. Если есть какие-то болезни, он недостаточно компетентен, чтобы их выявить.

Одержимые должны показаться нескольким психиатрам, прежде чем идти на отчику.

Некоторые выдающиеся православные деятели даже рассказывали, что им удавалось увидеть бесов. Так их описывает отец Венедикт:

«Вижу, что идет множество арестантов грязных,

изодранных, со страшно-зверскими лицами».

Венедикт
архимандрит

Так как бесы искушают людей? Навевают греховные мысли, стараются подчинить человека его низменным желаниям. В житиях святых часто проскальзывает сюжет, когда подвижник противится искушениям бесов.

Но это сопротивление всегда происходит не через отчикту, а через благочествивую жизнь. Протоиерей Дионисий Свечников говорит:

«Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас.

Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие — одержимость.

Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь.

Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».

Дионисий Свечниковя
священник

При этом однако православная наука далеко не всё знает о бесах. Есть мнение, что они могут вселиться и в достойного, послушного Богу человека. Священник Святослав (Шевченко) говорит:

«Среди одержимых нередко бывают и преступники:

насильники, убийцы, воры.

Но не стоит удивляться,

если с виду законопослушный и

приятный человек вдруг

окажется одержим дьяволом».

Святослав Шевченко
священник

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *