Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Иерусалимский патриархат

21.12.2018
2 725

Иерусалимская православная церковь одна из самых древнейших автокефальных  поместных  православных  церквей, занимающая четвертое место в диптихе предстоятелей православных церквей.

Это означает, что Иерусалимский Патриархат возносят именно на четвертом месте, по сравнению с другими патриархатами.

Автокефалия — это статус поместной церкви. Автокефальную церковь может возглавлять епископ, который имеет титул патриарха или митрополита.

Диптих — это список имен, который употребляется во время богослужений.

Церковь Марии Магдалины  на территории  Иерусалима
Церковь Марии Магдалины на территории  Иерусалима

Из истории мы узнаем, что Иерусалим был основан первосвященником Мелхиседеком

История этого святого  места очень богата. Согласно преданию город Иерусалим был основан первосвященником и  царем Мелхиседеком, который, принес сюда тело первого человека праотца Адама, и похоронил на горе Голгофа.

Встреча первосвященника Иерусалима Мелхиседека и Авраама. Именно он после похоронил Авраама на горе Голгофе
Встреча первосвященника Иерусалима Мелхиседека и Авраама. Именно он после похоронил Авраама на горе Голгофе

В 1004 году до Рождества Христова, царь Давид сделал Иерусалим центром Израильского государства. В конце XI — начале X веков  город полностью формируется, и становится величайшим архитектурным строением того времени.

7 чудес
Храм Соломона является одним из чудес света

Подтверждением этого служит хотя бы упоминание красоты и великолепия построенного Соломоном Иерусалимского храма, которое по праву считалось величайшим его делом.

Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев.

Так выглядел первый храм или храм Соломона в Иерусалиме
Так выглядел первый храм или храм Соломона в Иерусалиме

В свое время на Иерусалим выпало много бед — много раз его захватывали

На долю этого города выпало много бед и скорбей: его захватывали ассирийцы, вавилоняне, римляне. Разрушали и вновь отстраивали, и снова разрушали.

Но великой милостью Божией, именно этот город не просто выжил, а стал колыбелью всего христианства и матерью всех Православных Церквей.

После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, его ученики — святые апостолы,  в 51 году созвали в Иерусалиме собор, который стал важным событием в жизни всего христианского мира.

На Иерусалимском соборе христиане приняли решение отказаться от множества обрядовых ритуалов.

На этом соборе,  христиане отказались от необходимости соблюдения ветхозаветного  обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое следование которым,  обличал сам Христос книжников и фарисеев.

Иерусалимская община дала миру первых мучеников — архидиакона Стефана, апостола Иакова.

Первые 2 мученика в христианстве, принятых Иерусалимской общиной -  Стефан и Иаков
Первые 2 мученика в христианстве, принятых Иерусалимской общиной — Стефан и Иаков

После избрания Самим Господом на апостольское служение Савл, ставший Павлом, ходил в Иерусалим, чтобы получить одобрение своего проповедничества от первой христианской Церкви.

Многие члены иерусалимской общины стали первыми христианскими миссионерами, благовествуя ближним и дальним, иудеям и язычникам Евангелие Царствия.

Первый епископ Иерусалимской Церкви — святой апостол Иаков

Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти.

Иаков — один из 70 апостолов Христа и первый епископ в Иерусалимской Церкви
Иаков — один из 70 апостолов Христа и первый епископ в Иерусалимской Церкви

Он также засвидетельствовал верность Христу мученической смертью.

В разгар первой иудейской войны проходившей с 66 по 73 год, город был разграблен войсками римского императора Тита Флавия.

70
в этом году был разрушен храм царя Соломона

В 70 году  был разрушен  тот самый великолепнейший храм царя Соломона. Позже, спустя несколько десятков лет, нечестивый император Адриан построил на этом месте языческий храм в честь идола Юпитера и капище Венеры.

Сам город был переименован в Элию Капитолину. Коренные жители не смогли стерпеть такого кощунства и переселились в землю за рекой Иордан, и, таким образом, христианская первообщина Иерусалима фактически прекратила свое существование.

Со временем в Элии Капитолине образовалась новая Церковь, и ее управляющий архиерей практически  вплоть до середины V века находился в каноническом подчинении митрополита Кесарии Палестинской, то есть канонической Антиохийской православной Церкви.

Святая земля Иерусалима со временем начинает возрождаться — примерно в 4 веке

Возрождение Иерусалима началось в IV веке  благодаря деятельности императора Константина Великого и его матери царицы Елены, которые не только  вернули  городу его настоящее имя и построили  множество храмов, связанных с земной жизнью Спасителя.

325
в этом году Никейский Первый Вселенский Собор признал за Иерусалимским епископом права областного митрополита

Именно с этого времени город Иерусалим и вся Святая Земля становятся местом паломничества православных христиан со всех концов земного шара.

В следующем 326 году был учрежден  монастырь Святого Гроба, насельниками которого стало  Святогробское братство, ревностно защищавшее  вверенные  ему христианские святыни.

Четвертый Вселенский Собор 451 года определил епископу Святого Града Иерусалима в диптихе Церквей занимать почетное пятое место в диптихе православных иерархов.

Вселенский собор определил епископу Святого Града Иерусалима 5 место в диптихе Церквей.

На этом же Соборе Предстоятель Иерусалимской Церкви был увенчан титулом Патриарха.

Иерусалимские Патриархи поначалу оспаривали отведенное им пятое место, пользуясь авторитетом Иерусалима, как колыбели христианства и местом жизни Спасителя.

Но в силу политических процессов Иерусалим как город не имел практически никакого заметного влияния на жизнь Византии и даже не являлся центром префектуры.

Вскоре начинают появляться православные монастыри Иерусалима

В это время и в последующие века Палестина была одним из очагов развития православного монашества. Один за другим возникают православные монастыри Иерусалима и его окрестностей.

К середине V века в Иерусалимской Церкви было около десяти тысяч  монахов.

Вскоре городу выпало новое испытание — в 614 году,  персидский хан Хммосрой напал на Иерусалим. Множество христиан было убито, храмы и монастыри разрушены, ценности и святыни разграблены. В частности, персы похитили Животворящее Древо Креста Господня, возвращенное обратно  в 628 году.

В 638 году  Иерусалим был снова завоеван, на этот раз  арабским халифом Омаром. С этого начался период мусульманского владычества, имевшее для православных тяжелые последствия. В среду христиан проникает арабский язык, население в целом также арабизируется.

638
в этом году Иерусалим был снова завоеван, на этот раз  арабским халифом Омаром

Но Бог не оставлял своих людей в эти тяжелые времена. Именно Иерусалимская Церковь возрастала святых, подвижников, богословов и  песнописцев, среди которых особо выделяются святитель Софроний, преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский,  святой Михаил Синкелл и его ученики Феодор и Феофан.

Святитель Софроний — с помощью этого святого возрастала Иерусалимская церковь
Святитель Софроний — с помощью этого святого возрастала Иерусалимская церковь

Конец XI века был ознаменован эпохой латинского владычества. Причиной этому послужил первый  крестовый поход 1099 году, участники которого  взяли Иерусалим.

На территории Палестины возникло латинское Иерусалимское королевство. Новая власть  стала постепенно заменять местных православных епископов католическим  духовенством.

Так продолжалось до 1187 года, до времени, когда Иерусалим попал под власть египетского султана Салах ад-Дина, который предпочитал, чтобы Иерусалимскую Патриаршую кафедру занимал православный иерарх.

1534
в этом году умирает Иерусалимский Патриарх Дорофей — араб по происхождению

Следующие века Палестина переходила то в руки крестоносцев, то под власть Армянского Патриархата, то под власть мамлюков, которое окончилось захватом Иерусалима османами в начале 16ого столетия.

Важно отметить, что информации по данному историческому периоду жизни  Иерусалимского Патриархата крайне мало, ввиду скудности исторических источников.

Православные не только Иерусалима, но и  всего мира находились под владычеством турок, которые использовали святыни христиан как некий золотой рудник.

После смерти патриарха Дорофея — кафедру занимают только греки.

Начало этой традиции положил Патриарх Герман.

В этот период Иерусалимская Церковь, несмотря на церковную автокефалию, долго жила под сильным греческим влиянием, хотя верующие и низшее духовенство говорили исключительно по-арабски. Это, конечно, тормозило развитие церковной жизни Иерусалима.

В юрисдикции Иерусалимского патриархата находилось уже — 6 митрополий

К тому времени под юрисдикцией Иерусалимского  Патриархата находилось 6 митрополий, 7 архиепископских и 1 епископская кафедр. Многие их этих кафедр носили  номинальный характер и существовали лишь на бумаге. Количество верующих входящих в юрисдикцию Иерусалима насчитывало всего около 400сот  человек.

400
такое количество верующих было в юрисдикции Иерусалима

Особенно сложно пришлось православным Палестины в период так называемого греческого освободительного восстания, в результате которого, турки обложили всех огромной данью.

В начале XIX века Иерусалимские Патриархи неоднократно обращались за финансовой помощью к Русскому Святейшему Синоду, благодаря пожертвованиям которого, было открыто 5 народных училищ в Иерусалиме и погашены долги монастыря Святого Гроба.

В 1845 году Иерусалимским Патриархом был избран Кирилл II — один из выдающихся святителей того времени, который, возобновил строительство церквей в Палестине, открыл несколько народных школ, первое богословское училище, и устроил в Иерусалиме госпиталь и типографию.

По инициативе Российской Империи в это время была учреждена Русская Духовная Миссия, которая была призвана поддержать разоренную Иерусалимскую Церковь, укрепить  Православие в Палестине и Сирии, а также духовно окормить русских паломников, приезжавших поклониться Святым местам.

Русскими миссионерами  были построены православные русские храмы и обители в Хевроне с Дубом Мамврийским, в Айн-Кареме, на Елеоне, в Яффе.

Уже в конце 20 века в патриархате было около 15 епархий.

К концу XX века Иерусалимский Патриархат стал насчитывать около 15 епархий, с общим числом верующих — примерно 30 тысяч человек.

В 1948 году  решением  Генеральной Ассамблеи ООН было образовано еврейское государство Израиль.

В 1989 году  в Москве возобновило свою деятельность Иерусалимское подворье.

Весной 1991 г. Патриарх Алексий II совершил паломническую поездку во Святую Землю.

В 1997 году Алексий II участвовал в торжествах, посвященных 150-летию учреждения Миссии в Иерусалиме
В 1997 году Алексий II участвовал в торжествах, посвященных 150-летию учреждения Миссии в Иерусалиме

На сегодняшний день Иерусалимская Патриархия распространяет юрисдикцию на многие территории — Израиль, Иордан и другие

Сегодня,  Иерусалимская патриархия распространяет свою юрисдикцию  на территории Израиля, Иордании и Палестины. Автономной  части — Синайской  Архиепископии  с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте.

 Так сейчас выглядит монастырь святой великомученицы Екатерины на горе Синай
Так сейчас выглядит монастырь святой великомученицы Екатерины на горе Синай

Патриархия имеет свой официальный сайт.  Сейчас насчитывает 4 епархии, в которых 25 монастырей и 65 храмов с около 130 тысячами верующих православных христиан.

Патриарх имеет титул: Блаженнейшего и Всесвятейшего Кира, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.

С 22 ноября 2005 года, Патриархом Иерусалимским является Феофил III.

В свои 66 лет Феофил III — патриарх Иерусалима и не только
В свои 66 лет Феофил III — патриарх Иерусалима и не только

Храм Гроба Господня — сейчас очень известен множеству православных христиан

Главный кафедральный храм Воскресения Христова, больше известен в православном мире как храм Гроба Господня.

Храм стоит на святой земле: именно здесь согласно Священному Писанию Нового Завета происходили события распятия, погребения и воскресения Господа нашего Иисуса Христа
Храм стоит на святой земле: именно здесь согласно Священному Писанию Нового Завета происходили события распятия, погребения и воскресения Господа нашего Иисуса Христа

Именно в нем, ежегодно в канун праздника Святой Пасхи, во время совершения праздничного богослужения в Великую Субботу — сходит благодатный огонь, вынос из Гроба Господня которого, символизирует самого воскресшего Иисуса Христа.

Во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня собирается неимоверное количество народу
Во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня собирается неимоверное количество народу

Православный Иерусалим — это возможность прикоснуться к самому сокровенному

Паломничество в православный Иерусалим — это, прежде всего, возможность прикоснуться к самому сокровенному, окунуться в таинство истоков веры, прикоснуться к великим святыням христианского мира.

Святыни Иерусалимского Патриархата уникальны тем, что они связаны с земной жизнью Христа и описаны в Евангелие — Вифлеем, Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова, Гефсимания, Назарет, Елеонская гора.

Одним из важных направлений паломничества является гора Синай, на которой, с первых веков христианства,  был основан монастырь, освященный во имя Богородицы Купины Неопалимой.

В этом  монастыре находится самая древняя библиотека, которая по количеству собранных древних рукописей считается второй после Ватиканской библиотеки.

Иерусалим — святое место каждого верующего, объединяющее христиан, мусульман и иудеев.

Это центр для желающих все познать события Священного Писания.

Это манящий, неповторимый город, пропитанный великой историей и глубокой надеждой всех молящихся и благодарных Господу.

Город, потрясающий своей красотой и Божественностью, в который хочется возвращаться вновь и вновь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *