Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Эфиопская православная церковь

04.01.2019
308
Скачать эту статью

Немногие знают, что на Африканском континенте существуют Древневосточные церкви дохалкидонской эпохи. Одна из таких церквей — эфиопская (абиссинская) православная церковь. Около 60% жителей стороны её прихожане.

Русская Православная Церковь поддерживает с Эфиопской Православной Церковью тесные связи много столетий. Это проявляется как в общении между церковными иерархами, так и во время общения между верующими.

Эфиопская православная церковь имеет свой обряд и особую иерархию духовенства

Эфиопская православная церковь относится к Александрийскому патриархату. Центр её в Аддис-Абебе. До 1959 года она считалась автономной церковью и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви. Потом она получила автокефалию.

Эфиопская православная церковь — одна из дохалкидонских церквей.

 Эфиопская православная церковь. Собор Святой Троицы в Аддис-Абебе. Эфиопская православная церковь — это одна из дохалкидонских церквей. Центр её расположен в Аддис-Абебе
Эфиопская православная церковь. Собор Святой Троицы в Аддис-Абебе. Эфиопская православная церковь — это одна из дохалкидонских церквей. Центр её расположен в Аддис-Абебе

Церковь входит в состав Древневосточных (дохалкидонских) церквей. В этом качестве признаёт три Вселенских собора. Уникальна тем, что исповедует мнофизитскую христологию.

Обряд у неё собственный, оригинальный. Также не имеет аналогов её иерархическая структура духовенства.

Видеоролик: Монофизитство. Что это? Автор протоиерей Владимир Головин. Отвечая кратко на вопросы верующих он говорит о том, что по ереси монофизитов Иисус Христос — это Бог, но не человек.

Эфиопы-христиане признают некоторые заповеди Ветхого Завета. Большинство же современных христиан считают их неактуальными. Среди них, например, соблюдение пищевых запретов характерных для Ветхого Завета.

Кроме того, эфиопы также практикуют обрезание младенцев мужского пола. Этот обряд выполняется на восьмой день, в полном соответствии с заповедями Ветхого Завета.

Эфиопы ведут свой род от царя Соломона и царицы Савской

Эфиопы ведут свою родословную от царя Соломона и царицы Савской. Царицу Савскую почитают как мать Менелика I, первого правителя Эфиопии. Издавна в страну проникали семитские переселенцы.

Большого влияния на жизнь в стране они не оказывали, но благодаря им христианство в ней получило оригинальные черты.

При этом необходимо отметить, что государственным языком в Эфиопии признан амхарский язык. На нём же ведётся и богослужение.

 Царица Савская скачет в Иерусалим. Эфиопская фреска. Эфиопы почитают Царицу Савскую как мать Менелика I, первого правителя Эфиопии
Царица Савская скачет в Иерусалим. Эфиопская фреска. Эфиопы почитают Царицу Савскую как мать Менелика I, первого правителя Эфиопии

Евсевий Памфил и Новый Завет утверждают, что христианство в Эфиопию принёс апостол Филипп.

Он крестил евнуха Аэтия, который служил при дворе царицы Кадакии. Аэтий стал просветителем Эфиопии (Деяния святых апостолов 8:26-30).

Окончательно же утвердил в здешних местах христианскую веру святой Фрументий.

Святой Фрументий стал епископом около 347 года.

Святой происходил из Тира и имел римское гражданство. Его кораблю потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Приобретя доверие императора эфиопов Аксума, он обратил в христианство его сына Езану.

Когда он стал императором, он 330 году объявил христианство государственной религией. Около 347 года святого Фрументия святой Афанасий Александрийский рукоположил в епископы города Аскума.

Видеоролик: Жития Святых Святитель Фрументий, Архиепископ Индийский (Ефиопский). В фильме даётся краткий пересказ жития святого Фрументия, просветителя Эфиопии.

Смотрите также статью Вероисповедание армян

Необходимо отметить, что святой Фрументий находился при дворе царя на положении пленника, но перед смертью он решил отпустить Фрументия на родину.

Несмотря на это после смерти Аксума святой вернулся в Эфиопию для того, чтобы продолжить её евангелизацию.

Эфиопия не приняла арианства, но стала монофизитской

Эфиопия испытала на себе влияние ереси Ария. Её распространение в государстве остановил святитель Афанасий Великий. Боролись с арианством в Эфиопии и отцы Первого Вселенского собора.

Именно поэтому одна из четырнадцати литургических анафор посвящена Афанасию Великому, другие же 318 — отцам I Вселенского собора в Никее.

 Троица. Эфиопская икона. Несмотря на то, что эфиопы отвергли ересь Ария, они приняли по примеру коптов монофизитскую ересь
Троица. Эфиопская икона. Несмотря на то, что эфиопы отвергли ересь Ария, они приняли по примеру коптов монофизитскую ересь

Несмотря на то что абиссинцы (эфиопы) остались верными православию, они в VI веке отпали от союза со Вселенской Церковью.

Произошло это потому, что на эфиопской земле издавна шли споры о Святой Троице. Из-за этого Эфиопская Православная Церковь приняла по примеру коптов монофизитскую ересь.

Смотрите также статью Арианство

Прибытие «Девяти Святых» окончательно утвердило христианство в Эфиопии.

После святого Фрументия церковь в Эфиопии возглавил епископ Мина. Именно с этого момента началась особая юрисдикция Александрии над ней. Это продолжалось в течение шестнадцати столетий.

 Трое из «Девяти святых» (слева направо: Абуна Цахама, абуна Имата, абуна Алаф) — фреска 18-го века в церкви в Гралата, Тигре. «Девять святых» почитаются в Эфиопии наряду со святым Фрументием за тот вклад, который они внесли в распространение христианства в Эфиопии
Трое из «Девяти святых» (слева направо: Абуна Цахама, абуна Имата, абуна Алаф) — фреска 18-го века в церкви в Гралата, Тигре. «Девять святых» почитаются в Эфиопии наряду со святым Фрументием за тот вклад, который они внесли в распространение христианства в Эфиопии

Отдельно необходимо отметить тот вклад, который внесли «Девять святых» в распространение христианства в стране.

Они прибыли в страну в 480 году из Рима, Константинополя и Сирии с целью ведения в ней миссионерской деятельности.

Считается, что это противники Халкилдона из-за чего они и покинули родные города, скрываясь преследований императора Византии принявшего его. Имена святых:

480
в этом году «Девять святых» прибыли в Эфиопию
  • Арагави;
  • Пантелеймон;
  • Карима;
  • Алаф;
  • Сехам;
  • Афсе;
  • Лиганос;
  • Адимата;
  • Оз, или Куба.

Святые некоторое время перед переселением в Эфиопию жили в монастыре святого Пахомия в Египте. Под их влиянием и влиянием коптской церкви Эфиопская Церковь отвергла Халкидон.

Святые создали в стране монастырскую традицию, покончили с остатками язычества, перевели Библию и другую религиозную литературу на классический эфиопский язык.

 Монастырь святого Пахомия Великого. Египет. Наши дни. «Девять святых» перед приездом в Эфиопию жили здесь некоторое время
Монастырь святого Пахомия Великого. Египет. Наши дни. «Девять святых» перед приездом в Эфиопию жили здесь некоторое время

Православие в Эфиопии достигло своего расцвета в XV веке. Именно тогда написана талантливая богословская и духовная литература. Кроме того, в это время Церковь активно занялась миссионерской деятельностью.

К сожалению, в 640 — 642 году всю христианскую Африку захватили мусульмане, и в течение почти десятилетия христианство в Эфиопии находилось в упадке.

Желая спастись от мусульманских завоеваний, эфиопские христиане обратились к португальцам и очень об этом пожалели

Желая избавиться от мусульманских завоеваний, эфиопы обратились к португальцам. Они в те времена искали опорные пункты для организации стоянок своих судов.

Португальцы заинтересовалась предложением эфиопов, так как им нужны были порты для создания морского пути в Индию. Они оказали военную помощь Негусу Лебен Денгелю и его приемнику Клавдию.

  Император Эфиопии Лебна-Денгель принимает в 1520 г. португальских посланников (из португальской книги 17-го века). Пытаясь защитить страну от мусульманского завоевания, император Лебна-Денгель обратился к португальцам. Союзники одержали ряд побед, после чего разразились эфиопо-португальские воины. В результате католиков и иезуитов изгнали из страны
Император Эфиопии Лебна-Денгель принимает в 1520 г. португальских посланников (из португальской книги 17-го века)

После военных успехов португальцы-католики начали вести в стране миссионерскую деятельность.

Их целью стало подчинение Эфиопии римско-католическому владычеству через иезуитов. После ряда кровопролитных сражений император Фессалидас изгнал в 1632 году иезуитов из страны.

 Остатки дворцов Гондара в наши дни. После изгнания из страны португальцев Гондарское царство, находившееся на территории Эфиопии,и распалось на несколько частей
Остатки дворцов Гондара в наши дни. После изгнания из страны португальцев Гондарское царство, находившееся на территории Эфиопии,и распалось на несколько частей

К сожалению, изгнание португальцев из страны привело к тому, что в Эфиопии развились догматические споры. Это отрицательно сказалось на единстве Церкви, но позволило развиться церковной литературе.

Из-за того, что царство Гондарское, которое в то время существовало на территории Эфиопии, разделилось под натиском мусульман на несколько отдельных княжеств, его царь Иоанн I созвал в 1668 году Собор. Благодаря этому Эфиопская Церковь смогла сохранить своё единство.

Эфиопская Церковь длительное время не имела самостоятельности

Православные эфиопы длительное время не имели самостоятельной Церкви.

Дело в том, что в стране развито монашество, а церковная иерархия никогда не развивалась, так как Эфиопская Церковь с момента своего создания считалась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха.

Патриарх же всегда поставлял единственным епископом Эфиопии абуну.

 Хайле Селассие с абуной Базилиосом. С момента его назначения в качестве эфиопского абуны и до революции 1974 г. церковь оказывала полную поддержку императору. Благодаря императору Хайле Селассие в 1951 году Эфиопская Православная Церковь стала самостоятельной
Хайле Селассие с абуной Базилиосом. С момента его назначения в качестве эфиопского абуны и до революции 1974 г. церковь оказывала полную поддержку императору. Благодаря императору Хайле Селассие в 1951 году Эфиопская Православная Церковь стала самостоятельной

Абуна в переводе означает «отец наш», кроме того, глава Эфиопской Церкви также называется «папас». В XII веке Абуна Негус Синуда постарался добиться для Эфиопии права рукополагать нескольких епископов.

Это позволило бы получить автономию, так как в результате образовался Синод, который и был бы наделён полномочиями для избрания Абуны. Видя это, Александрийский Патриарх не дал своего согласия на то, чтобы представить Эфиопской церкви автономию.

1951
в этом году эфиопская церковь получила автономию

Важную роль в обретении самостоятельности Эфиопской Церковью сыграл император Хайле Селассие, который правил с 1930 по 1974 год.

Он имел чин диакона. В 1948 году с его помощью получилось достигнуть соглашение с коптами о том, чтобы избрать после смерти митрополита Кирилла местного эфиопского митрополита.

Произошло это в 1951 году, когда митрополитом или абуной стал эфиоп Василий. Эта дата считается датой получения автономии Эфиопской церкви. Через восемь Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым Патриархом Эфиопской Церкви.

 Абуна Савирос, ычеге — глава монашества Империи. Как и во многих случаях раньше, так и теперь ычеге, глава монашествующих, был правой рукой императора. Он пользуется большим влиянием, так как в его руках находится управление всеми церковными делами
Абуна Савирос, ычеге — глава монашества Империи. Как и во многих случаях раньше, так и теперь ычеге, глава монашествующих, был правой рукой императора. Он пользуется большим влиянием, так как в его руках находится управление всеми церковными делами

Необходимо отметить, что второе место в иерархии Эфиопской Церкви занимает эчеге. Это глава черного духовенства.

Он архимандрит-благочинный всех монастырей. Он не имеет сана епископа, при этом пользуется большим влиянием, так как в его руках находится управление всеми церковными делами.

После него следуют представители белого духовенства. Церковное управление при этом возлагается на различных лиц духовного звания, не имеющих священного сана.

Именно поэтому при одной церкви иногда может состоять несколько десятков священников и дьяконов.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священнослужителей

Многие эфиопы желают стать священниками. Ранее в университете Аддис-Абебе работал факультет богословия или же колледж Св. Троицы. К сожалению, колледж Святой Троицы закрыли в 1974 году.

В этом же году открыт колледж Святого Павла. Основной его задачей стало обучение богословию будущих священников.

 Абуна Нафанаил местоблюститель патриаршего престола. На 1988 год в Эфиопии насчитывалось 250 000 000 священнослужителей разных рангов
Абуна Нафанаил местоблюститель патриаршего престола. На 1988 год в Эфиопии насчитывалось 250 000 000 священнослужителей разных рангов

Несмотря на это обстоятельство, церковным властям пришлось открыть в разных районах страны шесть «Центров обучения священников».

При этом, при каждом приходе работает воскресная школа. Данное обстоятельство привело к тому, что в 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 000 священнослужителей.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священников.

До 1974 года Эфиопская Церковь была государственной. После того как произошла социалистическая революция, Церковь отделили от государства. Практически все церковные земли национализировали.

Правительство полковника Менгису Хайле Мариама начало проводить по всей стране антирелигиозную компанию.

 Менгисту Хайле Мариам. Председатель Временного военно-административного совета (ВВАС) Эфиопии. С 1974 по 1991 год. С приходом коммунистического правительства под его руководством начались антирелигиозные гонения
Менгисту Хайле Мариам. Председатель Временного военно-административного совета (ВВАС) Эфиопии. С 1974 по 1991 год. С приходом коммунистического правительства под его руководством начались антирелигиозные гонения

В 1991 году коммунистическое правительство пало. После этого избранный в 1988 году Патриарх Меркурий обвинён в сотрудничестве с режимом Менгисту и сложил с себя полномочия. На его место в 1992 году заступил пятый Патриарх Абуна Павел.

При марксистах он семь лет провёл в тюрьме после того, как его рукоположил без разрешения органов государственной власти патриарх Феофил. Эмигрировавший в Кению Меркурий признал это избрание незаконным.

Из-за внешнего вмешательства в Эфиопской церкви произошёл раскол

Из-за того, что избрание Патриархом Абуны Павла не признал эфиопский архиепископ США Иезехак, он в 1992 году прервал литургическое общение с ним.

В ответ Эфиопский Священный Синод принял решение лишить его полномочий и назначить архиепископом США и Канады Абуну Матиаса.

Это решение вызвало раскол в американской общине эфиопской церкви, так как Иезехак пользуется в ней большим уважением.

 Мар Дионисий и Мар Илия в Культурном центре «София». Из-за внешнего вмешательства Эфиопская Православная Церковь разделилась в 1992 году на «Синод Аддис-Абеба» и «Синод в изгнании». Только по пришествие 27 лет преодолели раскол и объединились. Их представители согласились совершать совместные службы
Мар Дионисий и Мар Илия в Культурном центре «София». Из-за внешнего вмешательства Эфиопская Православная Церковь разделилась в 1992 году на «Синод Аддис-Абеба» и «Синод в изгнании». Только по пришествие 27 лет преодолели раскол и объединились. Их представители согласились совершать совместные службы

В 2007 году Коптская и Эфиопские православные церкви торжественно заявили о том, что провозглашено единство веры, а также верность общему свидетельству. Кроме того, они также собирались и далее расширять своё сотрудничество.

Несмотря на это, Коптская церковь поддержала не только отделение Эритрейской церкви, но и раскол внутри Эфиопской церкви.

Особенности Эфиопской церкви в наше время

В конце XX века Эфиопская церковь насчитывает в своих рядах более 16 миллионов верующих. Она представляет собой государственную религию страны. В составе Церкви работает четырнадцать епархий.

Кроме того имеется архиепископ в Нью-Йорке и Иерусалиме. В 15 000 храмах служат 172 000 священников.

 Часовня Ковчега Завета около Собора Святейшей Девы Марии Сиона, Аксум, Эфиопия. Представители Эфиопской Церкви утверждают, что у них в тайном хранилище хранятся остатки Ковчега Завета
Часовня Ковчега Завета около Собора Святейшей Девы Марии Сиона, Аксум, Эфиопия. Представители Эфиопской Церкви утверждают, что у них в тайном хранилище хранятся остатки Ковчега Завета

Эфиопия (Абиссиния) может сравниться с количеством храмов только с Россией. Эфиопские церкви, как и православные храмы в России, строятся на возвышенности, на видных местах.

Наибольшее их количество находится в Аксуме, где появилась первая христианская кафедра.

Сами здания имеют круглую форму и конусообразную крышу, выполненную из тростника. Также богослужения ведутся в пещерах и четырёхугольных зданиях с плоской крышей. Алтарь в них квадратный с вратами на все четыре стороны света. При этом восточные врата всегда заперты.

Эфиопская Церковь хранит остатки Ковчега Завета.

В Эфиопии хранятся различные артефакты и святыни. Например, здесь хранятся части ковчега Завета. Ковчег Завета хранился в Иерусалиме. Его части в Абиссинию привёз Менелик I, когда ездил навестить своего отца ― царя Соломона.

При этом иконы Эфиопской церкви нельзя отнести к шедеврам, так как они выполнены в простом и наивном стиле. Утварь же подобна утвари православных храмов.

 Патриарх-Католикос Абуна Матфий и Патриарх Кирилл. Русская Православная Церковь и Эфиопская Православная Церковь поддерживают братское общение, несмотря на то, что эфиопы монофизитфы
Патриарх-Католикос Абуна Матфий и Патриарх Кирилл. Русская Православная Церковь и Эфиопская Православная Церковь поддерживают братское общение, несмотря на то, что эфиопы монофизитфы

В целом же, вероучение и богослужение Эфиопской Церкви близко к православию. Естественно, что при этом необходимо исключать те особенности, которые свойственны ей как монофизитской Церкви.

Сами же современные эфиопы-христиане считают себе единоверными с православными народами, например, греками и русскими. При этом они состоят в общении в единоверными армянской и коптской Церквами.

Комментарии

  1. algunohombre:

    Как это “православная”эфиопская Церковь, когда они по сути,еретики-монофизиты? Армянская Церковь тоже монофизитская,поэтому никогда не называется “православной”.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *