Содержание
- 1 Название села, как и самого храма, связывает одна старинная легенда, связанная с именем великого князя Донского
- 2 Дата постройки храма Рождества Христовы в Беседах неизвестна, но факт его появления можно увидеть с 16 века
- 3 С 1619 года село приобретает новый хозяин — Боярин Дмитрий Трубецкой
- 4 В середине 17 века пришел рассвет храма в Беседах
- 5 В 1900 году в храм приехал псаломщик Алексей Троцкий, который позднее был причислен к лику святых
Храм Рождества Христова — храм Русской Православной Церкви, относится к Видновскому благочинию Московской областной епархии.
Церковь Рождества расположен в селе Беседы Ленинского района Московской области.
Название села, как и самого храма, связывает одна старинная легенда, связанная с именем великого князя Донского
Село Беседы можно окинуть одним взглядом — высокий холм, небольшие узкие дорожки, которые облегают всего 3 деревенские улицы. С холма внизу можно лицезреть шатровый бело-синий храм.
На самом деле представить себе, что было на этом месте в незапамятные времена совсем не сложно, в то время там полностью отсутствовала какая либо цивилизация. Не было не заводских строений, не храмов.
Если верить археологическим раскопкам, первое поселение возникло в Беседе еще в середине первого тысячелетия до Рождества Христова. Можно предположить, что здесь, на вершине холма, располагалось древнее городище.
Красивая народная легенда связывает появление, и название села, а также появление первого на храма на этом месте с именем святого благоверного великого князя Московского Димитрия Донского.
Леса в Беседах еще издавна были охотничьими угодьями, а в реке водилось довольно много рыбы. Поэтому, как гласит одна легенда, именно здесь очень любил отдохнуть и поохотиться на зверя князь Донской.
В этом месте была и старинная речная переправа. Однажды, когда эти места вновь посетил великий князь Димитрий Донской, он получил от гонца известие, что огромные полчища Мамая идут на Москву.
В большом княжеском шатре Димитрий собрал совет-беседу, на котором присутствовали самые ближайшие и испытанные во бранех князи и воеводы.
Среди них были: князь Серпуховский, князь Димитрий Боброк-Волынский и многие другие.
Согласно легенде, на этой беседе был составлен некий план движения войск и военные действия. В это время и могла, была быть построена первая деревянная церковь.
Дата постройки храма Рождества Христовы в Беседах неизвестна, но факт его появления можно увидеть с 16 века
Но на самом деле этот факт неизвестен, то есть, даты постройки первого храма в селе Беседы нет. Подтвержденные факты появления храма Рождества Христова мы можем получить только с конца 16 века.
В 1584 году в Успенском соборе Кремля венчался на царство сын Иоанна Грозного — Федор Иоаннович.
Во время этого события родственники царицы Ирины — Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. С тех пор Годуновы стали, приближенные к царю, и получали привилегии и богатые дары. В числе этих даров царь дал Годуновым лучшие подмосковные земли и поместья.
Именно тогда Дмитрий Иванович Годунов получил село в Беседах с прилежащими к нему землями.
Единственная летопись, в которой записано о сооружении сохранившегося в наше время храма «Да по челобитью же Дмитрея Ивановича Годунова поставлен храм камен Рожество Пресвятые Богородицы с пределы в вотчине его, в селе в Беседах, двенатцать верст от Москвы, вниз по Москве реке, да и плотину каменную зделал».
К сожалению, следов плотины теперь не найти, скорее потому, что ее скрыл Бесединский гидроузел, который был построен в xix веке.
Примерная дата постройка храма может быть между 1584 и 1598 годом. Храм имел несколько приделов. Главный придел в честь Рождества Христова, другой в честь небесных покровителей Дмитрий Годунова — великомученика Дмитрия Солунского и царя Феодора Иоанновича, а также придел во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского.
Храм в Беседах был поставлен на высокий подклет, с двумя симметричными приделами и белокаменной апсидой. Нижняя часть постройки была сложена из белого камня. Первоначально храм окружала галерея, которая впоследствии была разобрана.
Как было отмечено позднее, в композиции и декоре памятника было найдено отражение характерной особенности архитектуры «годуновской эпохи».
Это напоминает облик шатрового придела собора Покрова на Рву. Здесь схожи те же характерные черты: четверик завершается полукруглыми кокошниками, стены восьмерика украшены квадратными филенками, шатер венчает небольшая главка на восьмигранном барабане.
К сожалению, первоначальные приделы не дошли до нашего времени, они были попросту разобраны. К концу 19 века были выстроены новые приделы, уже с другими освящениями. От 16 века имеется лишь центральный объем храма, который сохранился за сотни лет в своем первоначальном виде.
После смерти царя Бориса сразу последовало падение всего рода Годуновых, за этим последовала смута, эпидемия холеры, голод. Многие храмы в то время были сожжены, а некоторые лишь просто простаивали.
С 1619 года село приобретает новый хозяин — Боярин Дмитрий Трубецкой
Можно предположить, что такая участь постигла и церковь Беседы. В 1619 году село, и храм приобретает новый хозяин — боярин Дмитрий Трубецкой. Храм продолжает жить, но село в это время становится очень бедным. В вотчине жил Дмитрий Трубецкой, его жена Анна Васильевна, а также деловые люди, скотный двор, двор приказчика.
После смерти жены Дмитрия Трубецкого в 1646 году, через год село Беседы становятся дворцовым селом.
Это село хоть и было совсем бедным, но не было обделено заботой и вниманием царя Алексея Михайловича. Через Беседы тогда проходил путь в знаменитый дворец, через Коломенское. Очень часто сам Алексей Михайлович проезжал по этим местам, а иногда оставался в Беседах на службе.
К храму от усердия царя были переданы богослужебные книги, среди которых напрестольное Евангелие, которое было напечатано в Москве в 1658 году.
В середине 17 века пришел рассвет храма в Беседах
Середина 17 века была веком расцвета Бесединского храма. В 1646 году в храме служили два священника, дьячок, пономарь и просвирница.
С 1700 года государь велел прекратить выплаты царской руги, а значит, что священнику впредь пришлось довольствоваться только подаянием приходских людей. Храм стал постепенно ветшать. В скором времени священник храма пишет в главную Дворцовую канцелярию о том, что храм ветшает и в скором времени разрушится.
В 1765 году село Беседы и соседнее с ним село было приписано к деревням графа Алексея Орлова. Но мало кто заинтересовался храмом, стоящим в селе Беседы.
Дочь Орлова, Анна Алексеевна была набожной, и, имея огромное состояние, пожертвовала за свою жизнь огромные деньги на восстановление храмов и монастырей.
Именно благодаря ей и была перестроена церковь в Беседах. В 1815 году была разобрана старинная ходовая паперть, и с южной стороны пристроили придел в честь святого пророка Илии.
В 1827 году была построена трехъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. В конце 19 века внутри церкви была выполнена масляная роспись на штукатурной основе. В центральном приделе были помещены Евангельские сюжеты.
В храме в настоящее время сохранились храмовые иконы 18 века в золоченых окладах.
В 1900 году в храм приехал псаломщик Алексей Троцкий, который позднее был причислен к лику святых
В 1900 году в храм был назначен псаломщик Алексей Троцкий, который в будущем стал священником. Он был причислен к лику святых в 2005 году. Он прослужил в Беседах совсем недолго.
В 1920 году Алексей был рукоположен во священники к этому храму. Но в 1929 был арестован по обвинению в поджоге церкви, но после его отпустили по той причине, что не смогли найти его сопричастность к преступлению.
Очень тяжелый период храм в Беседах переживает в период революции в 1917. Храм был закрыт, в нем находился овощехранилище совхоза.
В 1943 году храм вернули верующим. В 1979 году настоятелем храма становится Василий Изюмский. Под руководством этого человека была восстановлена церковь в нижней части храма, где был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Икона была помещена в центральной части верхнего храма.
В настоящее время отец Василий служит в храме. Многие спрашивают, как доехать до батюшки, принимает ли он обычных прихожан для беседы. Ответ да — батюшка принимает всех, кто к нему хочет прийти на исповедь, нужно лишь приехать в село для личной встречи.
Проезд:
- от станции метро «Домодедовская» автобусом 95 или маршрутное такси до остановки с. Беседы;
- от станции метро «Марьино» маршруткой №897 или бесплатной маршруткой до Торгового комплекса Южные ворота, далее через МКАД пешком.
В начале 2000 годов рядом с храмом в овраге, на место святого источника было решено построить надкладезную часовню, которая была освящена во имя пророка Божия Илии. А также была построена купальня.
В наши дни у храма есть свой официальный сайт, на котором можно узнать расписание богослужений (обновляются каждый месяц). В храме по сей день совершаются богослужения. Проводятся огласительные беседы перед Таинством Крещения и Венчания.
Храм живет своей бурной и насыщенной жизнью. При нем сейчас действует воскресная школа для трех разных возрастов. Каждый месяц проводятся семинары, организуются детские и взрослые хоры, которые очень часто участвуют в концертах.
На престольные праздники в храм приезжают из окрестных сел и даже из Москвы и других районов.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение