Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Таинство елеосвящения

05.02.2019
3 649

Таинство Елеосвящения, или Соборования — это священный обряд, при котором болящего помазывают освященным маслом и молятся об его исцелении. При этом призываемая Благодать Божия исцеляет телесные и духовные недуги.

Соборованием оно называется потому, что полный обряд совершает собор из семи епископов, или священников.

Соборование в храме г. Москва
Соборование в храме г. Москва

На протяжении всей Библейской истории елей применялся для священных и бытовых целей

Во все времена у евреев, и других народов елей выполнял разные назначения. Елей происходит из греческого слова «элайон», что означает оливковое масло. В Библии это слово употребляется около 200 раз.

В Ветхом Завете елей применялся:

  • для священного помазания Скинии (Исход 30,23-32);
  • для помазания на Царство (1 Царств 16,13; 3 Царств 1,39);
  • использовался в косметических целях (Есфирь 2,12);
  • приводится как образ радости (Псалом 44,8);
  • используется для смягчения при лечении ран (Исаия 1,6);

В Новом Завете елей упоминается в случаях:

  • как образ Духа Святого в притче о десяти девах (Мф 25,1-8);
  • в повествовании, когда Иисус послал учеников на проповедь, и они исцеляли больных маслом (Мар.6,12-13);
  • в притче о добром самарянине (Лк 10,25-27);
  • помазание грешницей ног Иисуса миром (Лк 7,44-46);
  • послание Апостола Иакова для исцеления болящего (Иак. 5,14-15).
Икона «Притча о добром самарянине», в которой изображается исцеление раненого маслом
Икона «Притча о добром самарянине», в которой изображается исцеление раненого маслом

Помазание болящего освященным маслом, как рекомендация апостола Иакова

Таинство Елеосвящения — одно из семи таинств Православной церкви. Оно учинено Святыми Апостолами в первом веке. Прибегать к этому обряду рекомендует Евангелие.

В послании апостола Иакова есть прямое указание:

«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

(Иак. 5,14-15)
С самого рождения Церкви священники проводили помазание болящих освященным елеем.

Исцеление душ и телес происходит Духом Святым, сила которого зависит не от освященного масла, а от «молитвы веры». Эта вера и молитва исходит как от священнослужителей, так и от самого болящего.

Таинство Соборования предназначено для исцеления всего человека. При совершении Таинства Елеосвящения, при обращении к Богу совершающих таинство пресвитеров, вся церковь совместно с болящими усердно молится о его выздоровлении.

Для исцеления телесного не обойтись без исцеления души, для которого необходимо покаяние и прощение грехов, с твердым обещанием Богу об исправлении жизни в соответствии с Евангелием. Поэтому Чин Елеосвящения совершается после прохождения болящим Таинства покаяния.

Обряд Соборования формировался на протяжении веков

Чудеса исцеления, как в ранней церкви, так и на протяжении всего времени ее существования, Господь являл разными способами.

Они совершались при возложении рук, прикосновении к предметам одежды святых людей, окроплении святой водой, помазании елеем, принятием Тела и Крови Христовой, и от молитвы.

Церковь выделила помазание елеем в таинство по причине частых и множественных болезней людей, которые постоянно обращались к священникам за помощью.

Таинство Елеосвящения. Роспись Преображенского храма в Ростове. 1675 г.
Таинство Елеосвящения. Роспись Преображенского храма в Ростове. 1675 год

В трудах церковных историков и святых отцов III — IV веков находится множество упоминаний о помазании елеем больных и умирающих со ссылкой на цитату Апостола Иакова.

Отцы, оставившие свидетельства о помазании елеем с целью исцеления:

  • Тертуллиан упоминает о врачеваниях маслом, начало III века;
  • свщмч. Ириней Лионский говорит о практике помазания умирающих, начало III века;
  • Ориген (III в.) и прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) упоминают о помазании елеем с целью прощения грехов, со ссылкой на цитату Иакова;
  • свт. Иоанн Златоуст (III — IV вв.) сообщает о христианах, помазывающихся от лампадного масла с целью исцеления;
  • сульпиций Север (IV — V вв.) свидетельствует об исцелении девушки св. Мартином освященным елеем;
  • свт. Григорий Турский (VI в.) отмечал случай исцеления елеем св. Непотианом больного лихорадкой;
  • свт. Кесарий Арелатский (IV — V вв.) в своих проповедях рекомендовал помазывать благословенным елеем для исцеления и прощения грехов;
  • в «Истории египетских монахов» (кон. IV в.) пишется об освящении елея для помазании болящих;
  • блж. Иероним Стридонский (IV — V вв.) в книге «Житие св. Илариона» описывает чудо исцеления находящейся при смерти дочери одной женщины;
  • в соответствии с «Лавсаиком» Палладия (V в.), исцелял елеем прп. Вениамин, который получил от Бога такой дар;
  • в описании «Жития прп. Феодора Сикеота», составленном в VII в., упоминается об исцелении людей и животных через помазание освященным елеем. В этой же книге приведены молитвы на освящение елея.
III
в конце этого века  появились первые упоминания о применении святого масла для врачевания

Конкретное упоминание в Римской церкви о помазании, как о таинстве, — приводится в Послании папы Римского свт. Иннокентия, 416 г. к епископу Декентию. Он описывает порядок освящения масла, способы помазания, и называет это одним из таинств.

В Восточной церкви елеосвящение указывается как самостоятельное таинство в слове «О почивших в вере», написанном прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). в нем различаются святое миро, и елей, которым пресвитер помазывает страждущих.

Чин богослужения Елеосвящения создавался на протяжении многих столетий

Чин Елеосвящения формировался длительное время. Исследуя ранние греческие и русские рукописи, канонисты находят большую разновидность молитв и чинов.

Разнообразие «молитв над елеем» и «молитв над болящими» указывает на творческий молитвенный труд отцов по причине востребованной необходимости.

В древнейших рукописях приведены молитвы без определенного порядка. Начиная с X — XI веков, пишутся тексты с чинами над елеем и болящими. В некоторых греческих рукописях молитвы елеосвящения соединены с литургией.

Чины таинства Соборования в разных регионах и периодах времени отличаются набором молитв, последований и порядком исполнения.

7 дней
столько дней предполагается повторять чин в некоторых рукописях 

В одних рукописях предполагается повторять чин в течении 7 дней. В некоторых указано о совершении литургий 7 священниками одновременно в разных церквях, а затем проведение Елеосвящения в доме болящего.

В других требуется произвести 7 иереями всех суточных служб, молитв о здравии, песнопений и канонов, помазание больного, и возложение на него рук каждого иерея по очереди.

Со временем богослужебные тексты Елеосвящения разделились на 2 типа чинов:

  1. По уставу иерусалимскому. Он предполагает совершение вечерни, утрени, молитвы на освящение елея, песнопений о болящих. Затем читаются отрывки из Апостола и Евангелия, служится литургия, и исполняется помазание.
  2. Греческий чин, без проведения литургии. Это самостоятельный чин, который совершают в любом месте и любое время. В нем постепенно устанавливается цикл из 7 помазаний, объединенных с чтением 7 Апостолов и Евангелий, сопровождаемых 7 разными молитвами. Молитвы над елеем прочитываются вначале богослужения.

Со временем акцент богослужения перемещается на покаяние. По этой причине таинство совершалось на Страстной седмице и в Великий четверг. На чин Елеосвящения начали приглашать здоровых людей, разрешая их от греха и подготавливая к принятию Святых Христовых Тайн.

Священное Предание утверждает: при Соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи.

Тип греческого чина постепенно становится общепринятым, и распространяется в греческой, славянской, грузинской и арабской православной традиции. В эпоху книгопечатания богослужение Соборования обрело единообразие.

Современный чин таинства Соборования

Установленное единообразие порядка богослужения Елеосвящения сохраняется с XVI века до настоящего времени.

В последних изданиях православных богослужебных книг, в Чине Соборования установлен следующий порядок.

1 Для совершения таинства подготавливают столик, на который размещают блюдо с пшеницей. В пшеницу ставят и зажигают 7 свечек, которые поочередно тушат после совершения каждого помазания. Ставят сосуд для елея, полагается св. Евангелие.

Чтение подготовительных молитв к совершению таинства Елеосвящения
Чтение подготовительных молитв к совершению таинства Елеосвящения

2 Молебен начинают с каждения всего помещения. Совершают молебное пение о болящем. Оно включает в себя: псалмы, ектении, аллилуиарии, покаянные тропари, канон Елеосвящения, стихиры и молитвословия.

3 Освящают елей.

Служащий иерей читает «молитву над елеем», содержащую следующие слова:

«Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших, Сам Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла, да и в сем прославится Твое пресвятое имя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

При этом совершают чтение: ектении с прошениями, молитв и песнопений, тропарей о болящем, тропарей и кондаков святым целителям, апостолам и Богородице. Елей предварительно смешивают с водой и вином.

Приготовление елея на освящение для таинства Соборования
Приготовление елея на освящение для таинства Соборования

4 Совершают молитвенный цикл, состоящий из 7 разделов.

Каждый раздел состоит из следующих элементов:

  • прокимен;
  • чтение Апостола;
  • аллилуиарий;
  • чтение Евангелия;
  • сугубая ектения;
  • молитву с помазанием.

5 В завершении чина над больным прочитывают молитву об исцелении и прощении грехов. При этом на его голову возлагается текст раскрытого Евангелия, символизирующий десницу Христову. После молитвы больной целует Евангелие.

6 В завершение читается сугубая ектения, стихиры бессеребренникам, богородичен, и возглашается отпуст. Больной принимает у священников благословение.

При совершении таинства, у больного помазывают крестообразно специальной кисточкой лоб, щеки, ноздри, уста, грудь, кисти рук с двух сторон.

Помазание рук священником при совершении Соборования
Помазание рук священником при совершении Соборования

Обряд совершается над одном болящем, над группой христиан, или всем церковным приходом. Для этого молебен проводится в помещении храма.

Проведение таинства Соборования над всем приходом. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва
Проведение таинства Соборования над всем приходом. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

Полный богослужебный чин длиться 1.5 — 2 часа. Над христианами, находящимися в больнице, реанимации, или на смертном одре, — совершают краткий чин Соборования, опубликованный в богослужебных сборниках. Собрать собор из 7 священников в больничную палату невозможно.

Совершение таинства Елеосвящения над больными в реанимации
Совершение таинства Елеосвящения над больными в реанимации

Над болящими производится только одно помазание, и таинство считается совершенным. Опускается чтение псалмов, канонов, стихир и тропарей. Читается молитва, Евангелие, производится благословение.

Православная церковь рекомендует принимать таинство Соборования всем больным и здоровым христианам раз в году.  В таинстве, кроме исцеления телесного и духовного, человек получает прощение забытых и неосознанных грехов, от которых никто не застрахован.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *