Содержание
- 1 Северную Осетию — Аланию крестили в 916 и 1754 году
- 2 Долгое время Осетия относилась к юрисдикции Астраханской епархии
- 3 В ХIХ веке все осетинские приходы объединены
- 4 Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозвали «апостолом Осетии»
- 5 С 1900 по 1913 год Владикавказская и Моздокская епархия активно развивалась
- 6 Владикавказское духовенство признало Временное правительство и белых, но не признало красных
- 7 Северная Осетия в наше время ― это один из центров православия на Кавказе
- 8 Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) ― выдающийся православный миссионер
- 9 Новости Владикавказской и Аланской епархии можно узнать на епархиальном сайте
Северную Осетию крестили дважды. Дело в том, что после падения Византии и разрушения Аланского государства церковные институты на её территории перестали существовать.
Несмотря на это, православная вера в Осетии оставалась крепка. Именно поэтому в наше время Владикавказская и Аланская Епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата занимает особое положение среди других православных епархий, работающих на Кавказе.
Северную Осетию — Аланию крестили в 916 и 1754 году
Великое крещение Алании (так в древности называлась Северная Осетия) состоялось в 916 году. Именно тогда Константинопольский Патриарх Николай Мистик учредил Аланскую епархию.
До наших дней дошло три аланских храма, относящихся к IX — Х векам. Это древнейшие христианские храмы, расположенные на территории России. При этом необходимо отметить, что христианство принесло на осетинскую землю письменность.
В 4-й четверти XIII века Зихская и Аланская митрополия объединились, что привело к уходу христиан в Сарайскую метрополию.
После того как пала Византия, а Аланское государство разрушилось в результате набегов кочевников, население его практически полностью уничтожили варвары. В результате христианство регрессировало до народного обычая.
Население Древней Алании состояло не только из христиан, но и мусульман.
Весной 1745 года во главе с архимандритом Пахомием Осетинская русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. В результате Осетия крестилась второй раз.
Новое крещение необходимо рассматривать в качестве акта политической лояльности к России.
Долгое время Осетия относилась к юрисдикции Астраханской епархии
С 1602 по 1829 год Северный Кавказ и в том числе Осетия в церковно-административном отношении — это часть Астраханской епархии.
При этом христианство среди кавказских народов стало распространяться только после образования в 1745 году Осетинской духовной комиссии, работавшей в Кизляре и Моздоке.
В 1793 — 1799 годах действовало Моздокское викариатство Астраханской епархии под управлением епископа Гаийя (Такова).
Ему поручили исполнять все возложенные на Духовную Осетинскую комиссию обязанности и передали всем имеющиеся и строящиеся в Моздоке, Кизляре и самой Осетии храмы и монастыри.
В 1811 году учреждён Грузинский Экзархат РПЦ. Кроме того, ещё через четыре года начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе.
Она вела миссионерскую деятельность на территории Северной и Южной Осетии, а также на территории Абхазии и Дагестана.
В 1817 году её подчинили непосредственно экзарху Грузии.
В 1836 году во Владикавказе открылось училище для осетинских детей, которое готовило их для деятельности в качестве священников осетинских приходов, а также в качестве миссионеров или проповедников.
В ХIХ веке все осетинские приходы объединены
В 40-е годы 18 века на Кавказе обострилась военная ситуация и поэтому потребовалось поднять работу Духовной миссии в Осетии на высокий уровень.
Именно поэтому 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Северной Осетии под управлением старшего благочинного, он также стал миссионером. Кроме того, в 1860 году учредили Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
Архимандритом назначен Иосиф и первоначально его местопребыванием стало селение Алагаир, а в 1861 — 1869 году Владикавказ.
Архимандрит активно занимался просвещением, проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, начал работу над русско-осетинским словарем. Благодаря его стараниям в 1863 году образованна Владикавказская осетинская женская школа.
Архимандрит Иосиф активно проповедовал на осетинском языке.
3 апреля 1875 года император Александра II издал указ об учреждении Владикавказского викарства. Его юрисдикция распространялась на церкви и причт г. Владикавказа и Алагирского завода.
Владикавказским епископом стал архимандрит Иосиф (Чепиговский). В первые годы существования во Владикавказский викариат входило 20 приходов (к 1881 — 24 прихода), в Осетии действовало более 30 православных школ.
В 1885 году Владикавказское викарство преобразовали во Владикавказскую епархию. Произошло это в результате реорганизации Кавказской и Екатериндарской епархии.
Центром её назначили Ставрополь. При этом из состава епархии изъяли Терскую область, включив её состав новообразованной Владикавказской епархии.
Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозвали «апостолом Осетии»
Владикавказская и Моздокская епархия существовала в 1885 — 1922 годах. 10 сентября 1894 года её вывели из подчинения экзарха Грузии.
Необходимо помнить о том, что первоначально в территорию епархии включали Терскую область. Позже к ней присоединили Дагестанскую область и осетинское село Новогеоргиевское Кубанской области.
В начале ХХ в. территория епархии включала в себя современные Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и район Кавказских Минеральных Вод.
Кафедральный город — Владикавказ. Кафедральные соборы — владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1894).
В 1910-1914 гг. в составе Владикавказской епархии существовало Пятигорское викариатство.
Православная Осетия особенно помнит деятельность Преосвященного Иосифа (Чепиговского) за его духовные подвиги. При этом он трудился в сложных условиях, ведь горные осетинские приходы были малочисленны и бедны.
Кроме того, особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в начале 90-х гг. ХIХ в. около 300 тыс. чел.), было меньше, чем число мусульман (около 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, станице Червленной, Ессентуках).
Епископ Иосиф переводил Священное писание и церковные тексты на осетинский язык. Много способствовал развитию образования на осетинском.
Его стараниями начиная с 1881 года во Владикавказе издавались книги на осетинском языке. Среди них можно назвать: «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой» и т.д.
К 1889 году епископ Иосиф по собственному прошению уволен на покой. На тот момент в епархии насчитывалось 136 храмов. Православные осетины до сих пор добрым словом вспоминают «осетинского апостола».
С 1900 по 1913 год Владикавказская и Моздокская епархия активно развивалась
В 1894 году Владикавказская и Моздокская епархия выделилась из Грузинского экзархата. Произошло это благодаря деятельности переведённого из Алтайской духовной миссии епископа Владимира (Синьковского).
В результате границы епархии расширились, при ней начала работать духовная консистория. В 1895 году Владикавказскую епархию разделили на 13 благочиннических округов.
Его стараниями Ардонское осетинское духовное училище преобразовано Александровскую духовною семинарию.
При этом епископ также в 1895 году учредил при семинарии отделение епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Северной Осетии.
1 января 1895 года вышел в свет первый номер «Епархиальных ведомостей». Также в епархии распространялись книги и брошюры религиозно-нравственного содержания.
В 1894 году стараниями епископа Владимира к Православной церкви присоединилось 2 000 казаков-беглопоповцев. И в последующие годы основным направление деятельности епархии стала миссионерская работа.
22 сентября 1910 года в помощь Владикавказскому архиерею учреждено Пятигорское викариатство. Его епископом стал Арсений (Смоленец).
22 декабря 1913 году на Владикавказскую кафедру назначен епископ Антонин (Грановский), впоследствии известный деятель обновленчества. В это время в епархии начался массовый переход православных в баптизм и иные секты.
Владикавказское духовенство признало Временное правительство и белых, но не признало красных
Во время революционных событий 1917 года владикавказское духовенство приняло Временное правительство. Советскую же власть оно не признало.
Когда Владикавказ в 1919 году взяла армия Деникина, представители епархии приветствовали её. Когда же в 1920 году на Северном Кавказе установилась и закрепилась Советская власть, епископ Макарий попал под ревтрибунал, еапархиальный совет распустили, началось изъятие церковных ценностей.
В конце августа 1922 года епископ Макарий уклонился в обновленчество и поэтому стал называться «Пятигорским». Большая часть духовенства последовала за ним.
В 1943 году все православные приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии.
На территории Северной Осетии с середины XX века действовала Ставропольская и Бакинская епархия, с 1991 года Ставропольская и Владикавказская епархия.
Владикавказская и Аланская епархия восстановлена 22 марта 2011 года. В её состав включили приходы и монастыри в республиках: Северная Осетия ― Алания, Дагестан, Ингушетия, Чечня.
Кроме того, здесь также духовно окормляются православные из Южной Осетии.
Северная Осетия в наше время ― это один из центров православия на Кавказе
Северная Осетия и непосредственно Владикавказская и Аланская епархия ― это один из признанных центров православия на Кавказе. В настоящее время в епархии работает около 50-ти часовен и храмов, три монастыря, духовно просветительский и детский реабилитационный центры.
Кроме того, в епархии работает православная гимназия имени Аксо Колиева. Открыта она 16 ноября 2005 года.
Это первая и единственная православная гимназия в республике, которая предоставляет учащимся возможность получать образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
При ней работает ансамбль национального танца «Арв», хор «Благовест», проектно-исследовательское общество учащихся «Кладезь».
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) ― выдающийся православный миссионер
Руководит епархией архиепископ Владикавказской и Махачкалинской Леонид (Горбачёв). Родился он 26 октября 1968 года в Ставрополе. Окончил в 1985 году среднюю школу в городе Краснодар.
После этого работал лаборантом кафедры аэродинамики и динамики полётов в УЛО в/ч 26265. Параллельно с работой служил пономарём Георгиевского храма Краснодара.
После службы в армии в 1988 — 1989 годах стал чтецом-певецом Георгиевского храма Краснодара, а также иподиакон епископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Далее обучался в ленинградской духовной семинарии. В 1990 году его рукоположили в диаконы.
Архиепископ Леонид (Горбачёв) 11 апреля 2010 года стал архимандритом. В этом же году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха.
С 1990 по 1997 году служил вначале штатным клириком кафедрального Екатерининского собора в Краснодаре, позже в качестве ключаря.
После этого отец Леонид стал сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями в Москве. В этом качестве участвовал во многих миссионерских поездках, в том числе и в «горячие точки» планеты.
11 апреля 2010 года возведён в сан архимандрита. 4 декабря 2017 года стал архиепископом. Был епископом Аргентинским и Южноамериканским, епископом Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря.
Епископом Владикавказским и Аланским стал 3 июня 2016 года, 28 июля 2016 года назначен настоятелем кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия города Владикавказ. Награжден светскими и церковными орденами.
Новости Владикавказской и Аланской епархии можно узнать на епархиальном сайте
Владикавказская и Аланская епархия живёт активной жизнь. Новости о ней можно узнать, посетив официальный сайт епархии.
Здесь представлена информация, как об истории епархии, так и об её современной жизни.
Например, из последних новостей можно упомянуть поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископу Леониду с юбилеем интронизации.
Кроме того, в новостном разделе также можно узнать о ходе проведения строительных и реставрационных работ в епархии.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение