Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Кожеозерский монастырь: святое место на самом краю географии

Во все времена, монашествующие люди хотели приобрести плоды духовной жизни в большем уединении, подальше от нашей мирской суеты. Они шли в глухие пустынные места, не боясь дальности своего пути. Именно так и возникали многие северные обители. В их число входит и Кожеозерский Богоявленский монастырь, который находится совершенно в безлюдном месте, среди болот и моховых тундр.

Богоявленский Кожеозерский Епархиальный женский монастырь  

Страна Россия
Город  Шомокша
Год основания 1560
Сайт http://kozhozero.ru
Настоятель Иеромонах Михей

Даже в настоящее время Кожеозерская обитель представляет собой довольно отдаленную от поселений пустынь. Находится она в 120 верстах на Юго-Восток от города Онеги Архангельской области.

Кожеозерский монастырь — это православный женский монастырь на самом краю географии в поселке Шомокша.

«…Очень далеко. Очень красиво. И очень одиноко.

Настоящее место подвигов. Без света, газа, удобств.

Но здесь можно помолиться, потрудиться и помочь настоятелю обители…»

Источник: Трипадвизор

Кожеозерский Богоявленский монастырь построен в совершенно безлюдном месте

Во времена правления царя Ивана VI Васильевича в этом пустынном месте под Онегой поселился священноинок Нифонт. Он вел простую подвижническую и уединенную жизнь. Вслед за Нифонтом здесь поселились преподобный Сепарион, Никодим Кожеезерский и Никон, бывший здесь игуменом.

Преподобный Никодим Кожеозерский вел подвижническую жизнь в Кожеозерском Богоявленском мужском монастыре

В 1641 году иеромонах Никон принят в Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь

В 1639 году из Соловецкого монастыря, по озеру Анзел в маленьком суденышке иеромонах Никон отправился в долгий путь в Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь.

Почти 2 года Никон провел в пути, и наконец, в 1641 году игумен Богоявленской пустыни Иона принял Никона в братию.

1641
в этом году Никона приняли в Богоявленский монастырь

Никон мечтал о пустынножительстве. Читая житие преподобного Никодима, хотел во всем ему подражать.  В XIX веке, посещающим монастырь паломникам, монахи показывали места, где когда-то была его келья, остатки от пещеры, в которой он подвизался полтора года.

Когда умер Иона, игуменом монастыря братия избрала Никона. При Никоне и начался духовный расцвет Кожеозерского монастыря. Настоятель был очень строг и подавал этим пример другим.

Вскоре монастырь на Кожеозере стал разрастаться.  Появлялись новые постройки. За 3 года своего настоятельства Никон добился шести жалованных царских грамот для Кожеозерского монастыря Архангельской епархии. Часто за обедом государь сам вспоминал Богоявленскую обитель.

В 1647 году игумен Никон отправился в Москву, для того чтобы решить дела с монастырем у царя Алексея Михайловича

В 1647 году игумен Никон отправился в Москву по нуждам монастырским, к молодому царю Алексею Михайловичу. Все просьбы настоятеля царь исполнил, но, к сожалению, Никон в обитель больше не вернулся. Такова была царская воля.

В 1722 году Никон  рукоположен архимандритом Новоспасского монастыря, а затем он стал Всероссийским патриархом. Но и тогда, когда Никон вступил на патриарший престол, он не забывал о своей оставленной обители.

Во время патриаршества Никона многие мученики за Христа были канонизированы.

Например, преподобный Никодим Кожеозерский, митрополит Гревенский, авва Дорофей. В 1730 году, во время активного строительства монастырских сооружений произошел пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки монастыря.

В это время часть братьев ушли в другие монастыри, к 1758 году Кожеостровский был очень беден и малочислен, на столько, что его общину приписали в другому монастырю. Однако, в 1764 году монастырь пришлось закрыть совсем. Но даже в такие тяжелые времена Господь не оставил запустевшую обитель.

1764
в этом году Кожеозерский мужской монатырь закрыли

О ее возобновлении очень сильно радели старцы Соловецкой обители и Троице-Сергиевой лавры. Того же хотел и преосвященный епископ Архангельский и Холмогорский.

В 1848 году по благословению епископа дело о восстановлении монастыря снова набрало свои обороты. В 1849 году отец Митрофан, послушник Троице-Сергиевой лавры отправился в Кожеозерский монастырь. Прибыв на место он обнаружил там только развалины и одну ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами преподобного Никодима.
Кожеозерский монастырь долгое время находился в полном запустении. Именно в таком состоянии увидел его отец Митрофан. Фото: onegaonline.ru

В 1848 году по благословению епископа дело о восстановлении монастыря снова набрало свои обороты. В 1849 году отец Митрофан, послушник Троице-Сергиевой лавры отправился в Кожеозерский монастырь.

Прибыв на место он обнаружил там только развалины и одну ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами преподобного Никодима.

1853
в этом году вновь открывается Богоявленский монастырь под Онегой

Постановлением Святейшего Синода в 1853 году Кожеозерский Богоявленский монастырь вновь открывается. Московский фабрикант Павел Александров выступил пожертвователем, выделив на нужды обители 50 тысяч рублей.

При восстановлении обители молитвенно преподобному Никодиму и его святым мощам произошли несколько чудесных исцелений.

Отец Митрофан с братией занялись возрождением обители.

Восстановление начали с собора в Успения Божией Матери, стены которого сохранились до наших дней. Кожеозерский монастырь Архангельской области имел очень хорошего настоятеля. Отец Митрофан был простой и приветливый человек, горячо преданный своему делу возрождения данной обители.

Но, к сожалению, его доброта и мягкосердечность привели к ошибкам в управлении, за что был уволен на покой. И даже будучи на покое он не расстался с обителью и проживал тут до самой смерти даже до самой смерти. После увольнения отца Митрофана настоятели менялись один за другим.

Смутное время монастыря закончилось с приходом архимандрита Питирима

Архимандрит заботился о том, чтобы обитель наконец-то получила известность. Он опубликовал несколько книг и статей об истории монастыря. На территории построили кирпичный завод, началось активное возведение строений из кирпича и камня. Конный и скотный двор, водяная и ветряная мельницы.

Но не только о внешнем благоустройстве заботился отец Питирим. Высота духовной жизни этого человека была такова, что Соловецкий старец иеромонах Зосима однажды поведал своим ближним о том, что «сподобился лицезреть отшествии души отца Питирима с ангельским пением». Это видение было подтверждено письмом о кончине отца Питирима 14 августа 1903 года.
Смутное время Кожеозерского монастыря закончилось только с приходом архимандрита Питирима. Фото: stihi.ru

Но не только о внешнем благоустройстве заботился отец Питирим. Высота духовной жизни этого человека была такова, что Соловецкий старец иеромонах Зосима однажды поведал своим ближним о том, что «сподобился лицезреть отшествии души отца Питирима с ангельским пением».

Это видение было подтверждено письмом о кончине отца Питирима 14 августа 1903 года.

14 августа 1903
в этот день упокоился отец Питирим

Благодаря Господу и его помощи, а также помощи настоятеля, монатырь постепенно преобразился и стал еще лучше прежнего. Но именно в таком состоянии монастырь пребывал довольно не долго. Над страной заполыхало октябрьское пламя,  очень скоро оно опалило и Кожеозерскую пустынь.

Изменение строя в России повлекло за собой и нестроения в Кожеозерском монастыре

Наростало противостояние братии с молодым настоятелем Олегом. В 1917 году иеромонах Зосима с помощью, находившихся в монастыре членов Онежского исполкома, провел в монастыре небольшое собрание.

Вместе они постановили отстранить нового настоятеля игумена Олега от управления обителью. До назначения нового настоятеля избрали исполнительный комитет из пяти человек, председателем комитета был утвержден иеромонах Арсений.

В монастыре долгое время была вольница.

Монахи перестали ходить в храм и отлынивали от монастырских работ. В связи с этими обстоятельствами настоятель монастыря обратился в Архангельскую духовную консисторию, чтобы на это место выслать чинов для наведения уставного порядка в обители.

Назначили человек, который пришел к выводу, что для спасения Кожеозерского монастыря, его нужно преобразовать в женскую обитель. Сюда он решил переселить инокинь из образцовых монастырей.

Внутри Кожеозерского монастыря Архангельской области

В 1918 году на братию монастыря напала банда большевиков. Были убиты настоятель и несколько другие монахов, некоторым удалось спастись.

Монастырские стены до сих пор хранят следы от попадания снарядов.

1930
в этом году на месте монастыря был лагерь смерти

В 1930 годах на святом месте находился концлагерь, но даже в это страшное время в народе также сохранилась память о Кожеозерском монастыре и его святых угодниках.

Возрождение монастыря началось с приезда трех Оптинских монахов

В конце XX века, с развалом Советского Союза возобновилось и возрождение монастыря. Все началось с приезда трех Оптинских монахов, в числе которых был послушник Михаил, ставший впоследствии настоятелем Кожеозерской пустыни. Благословением Священного Синода в 1988 году состоялось открытие монастыря.

Кожеозерский монастырь в наше время

Однако, промыслом Господним положено было на сердце отцу Михаилу собирать и женскую общину. В 2009 году по благословению епископа при монастыре образовалась сестринская община, чтобы создать в будущем женский монастырь.

В настоящее время в Кожеозерском монастыре несут послушание сестры

Сестры активно несут пономарское послушание, а также налаживают быт обители. За время возрождения монастыря, был заново отстроен теплый надвратный храм в честь иконы Божьей Матери Тихвинской, а также бывший паломнический двухэтажный корпус. В нем теперь живут сестры монастыря.

По сей день Кожеозерская обитель с радостью принимает сестер, которые желают принять иночество.
Сестры Кожеозерского монастыря Онежского района с отцом Михеем, настоятелем. Фото: kozhozero.ru

По сей день Кожеозерская обитель с радостью принимает сестер, которые желают посвятить себя Господу и иночествовать.

У обители есть официальный сайт

Кожеозерский монастырь имеет  официальный сайт, на котором можно узнать об истории монастыря, о том, что представляет собой монастырь в настоящее время.

Обители требуются ремонтные работы. Все, кто желает оказать поддержку в восстановлении могут обратиться к настоятелю монастыря отцу Михею и внести свою посильную помощь по адресу монастыря: Архангельская область, Онежский район, поселок Шомокша.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *